Главная » Файлы » Консультации для педагогов |
«Воспитание у детей культуры поведения за столом"
28.03.2012, 06:50 | |||||||||||||||
Уже с раннего возраста следует вырабатывать правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками. Воспитатель учит детей мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Педагог должен следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот и не разговаривали при этом и т. д.
Обучать правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.
Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.
Обучение правилам этикета начинается с 3-летнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: солонка, хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами.
По необходимости следует разрешать детям обращаться к сидящим за столом людям, при этом не следует одергивать, делать им бесконечные замечания. Воспитателю целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку взрослый человек способен создать дружескую атмосферу. Своим примером он ненавязчиво приучает их к хорошим манерам, может оказать помощь в трудный момент. Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Они приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно находятся воспитанники.
Приучая малыша к новому блюду, рекомендуется подавать не весь его объем, а немного, делая акцент на том, что его порция меньше.
Прежде всего, следует обеспечить постоянное выполнение установленных гигиенических правил, объясняя их значение. На первых порах важно помочь ребенку освоить тот или иной навык. Не следует торопить дошкольника, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, намыливает руки). Ни в коем случае нельзя выполнять это действие за него. Осваивая новый навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он приучается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. При этом взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли дошкольник сделать необходимое действие. В дальнейшем воспитатель предоставляет ему почти полную самостоятельность, но постоянно проверяет соблюдение навыков. Хорошо сформированные действия выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе и без каких-либо напоминаний. Если он и забудет о чем-то, например, сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего напоминания оказывается достаточно, чтобы он исправил свою ошибку.
Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу - это мастерство, научиться которому не так уж легко. Главное - разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными, например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание "приятного аппетита" - обязательно!
Знание столового этикета формирует у ребенка уверенность. Введение определенных правил должно быть постепенным, обучающим. Облегчить их постижение помогут специально разработанные беседы по теме «Столовый этикет».
К теме каждого занятия дается краткий текст, который воспитатель соотносит с возрастом детей.
Следует обратить внимание и на гостевой этикет. Воспитатель должен ознакомить дошкольников с правилами в различных этикетных ситуациях, связанных с общением.
Как правило, дети любят ходить с родителями в гости и приглашать к себе друзей. Они могут чувствовать себя в чужом доме свободно или, наоборот, скованно, могут быть радушными или равнодушными и эгоистичными. Знание гостевого этикета способствует освоению навыков доброжелательного общения. Поэтому дошкольников надо обучать правилам поведения в гостях и приема их в своем доме. В гостевых отношениях большую роль играет этикет подарка, и важно учить детей правильно его выбирать, преподносить и принимать. Изучению гостевого этикета можно посвятить три беседы-игры (приложение 3).
Психологические аспекты организации питания детей требуют внимания к качеству предлагаемых им блюд, соответствию пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непосредственно процедуре приема пищи.
Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу - дело достаточно трудное, но выполнимое. Каждая мама знает, какой у ребенка аппетит; насколько разнообразную пищу он ест, насколько у него избирательное отношение к ней; приучен ли ребенок к самостоятельности или его надо кормить. Иногда в семье не уделяется должного внимания формированию правильного отношения к еде. У одних выражена привычка употреблять однообразную пищу (например, сосиски или макароны), у других - только любимые блюда, а некоторые просто не приучены самостоятельно питаться.
Все эти задачи - слагаемые культуры поведения за столом. Решать их необходимо, прежде всего, на уровне семьи, но и не без помощи педагогов дошкольного учреждения.
Приложение 1
Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков
с учетом возрастных норм
Приложение 2
Беседы по теме "Столовый этикет"
Тема: "Посуда и столовые приборы"
Предварительная работа с детьми:
- прочитать сказку К. Чуковского "Федорино горе";
- организовать игры: настольное лото "Посуда", "Разрезные картинки" и др.
Содержание беседы
Сервировка стола - искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребенок с удовольствием может помочь взрослым накрыть на стол. Для этого необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления и назначению. Есть посуда стеклянная, деревянная, металлическая, глиняная (керамическая), даже пластиковая и бумажная. Из фарфора и хрусталя сделана самая красивая и нарядная посуда.
В одной посуде мы готовим еду. Это, к примеру, кастрюли, сковороды, горшочки. Из другой - едим и пьем, называя ее столовой, чайной, кофейной.
Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, в котором много жидкости и которое обычно подают горячим. Глубокая тарелка размером поменьше называется десертной.
Мелкие тарелки тоже различаются размерами, каждая из них используется для определенных блюд. Самая большая - столовая - для вторых горячих блюд: мяса, рыбы, дичи. К ним добавляется гарнир: картофель, овощи, рис, макароны. Иногда мелкую столовую тарелку ставят как подставную под тарелку с супом.
В тарелку поменьше - закусочную - кладут салаты и холодные закуски: колбасу, ветчину, сыр, шпроты. Тарелка, которая еще меньше, называется хлебной или пирожковой. Она нужна для того, чтобы пирожок или кусок хлеба не лежал на столе. Для сладостей и фруктов подается мелкая десертная тарелка.
Для чая, какао и кофе предназначены чашки с блюдцами. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга. Не разлучайте их и всегда ставьте на стол вместе: чашку на блюдце. Тогда капельки чая не попадут на скатерть.
Для холодных жидкостей - воды, сока, киселя, компота - удобны бокалы и стаканы.
Для хлеба на стол ставится хлебница, для масла - масленка, для сыра - сырница. Помимо этого есть салатница, супница, селедочница, икорница, сахарница, кофейник, молочник, большой и маленький фарфоровые чайники. Все для того, чтобы удобно было есть и пить.
Но одной посуды недостаточно - нужны столовые приборы: ножи, вилки, ложки. Самые большие из них - столовые нож и вилка - предназначены для вторых горячих блюд. Для салатов, овощей и холодных закусок используются закусочные нож и вилка размером поменьше. Рыбным ножом и вилкой едят рыбу. На кончике этого ножа сделаны специальные изгибы, а в середине вилки, между вторым и третьим зубчиками - углубление, чтобы отделить мясо от костей. Такой нож, в отличие от столового, тупой. Для фруктов и фруктовых салатов используются десертные приборы. Столовой ложкой едят супы и молочные каши; для бульона, компота, мороженого и других сладких блюд используется ложка поменьше - десертная; для чая и кофе - чайная или кофейная ложечка. Половник необходим для разливания супа, нож для масла, лопаточка для торта, щипцы для сахара, вилочка для лимона, ложка с длинной ручкой для варенья - все эти приборы, в нужный момент, оказываясь на столе, помогают нам красиво и правильно есть. Кроме того, на стол ставятся приборы для специй - соли, горчицы и перца - и к ним маленькие ложечки. Солонку с дырочками обычно не ставят: вытрясать соль не совсем удобно, гораздо проще достать ее ложечкой.
Приложение 3
Занятия по гостевому этикету
Тема: «Как дарить подарки»
Предварительная работа с детьми: прочесть произведения А. Барто «Подари, подари», А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» (главу 6), Г. Остера «Как хорошо дарить подарки», М. Пляцковского «Подарки».
Содержание беседы
Подарки, которые нам дарят, - это свидетельство того, что нас любят и хотят порадовать. Есть подарки, купленные в магазине. Их обычно дарят взрослые. Есть подарки, сделанные своими руками. Можно нарисовать открытку, картину, оформить аппликацию или поделку. В семье обязательно кто-то подскажет, что и как лучше сделать.
Другу можно подарить альбом и карандаши, ручку и блокнот, пластилин, игрушку, книгу, сладости. Но те вещи и игрушки, которыми пользовался сам, дарить нельзя. Это не принято: подарки должны быть новыми. Чтобы подарить другу щенка, котенка, черепаху, рыбок, попугайчика или хомячка, надо предварительно поговорить с его родителями: согласны ли они принять в дом живое существо.
Очень хороший подарок - цветы, большой букет или один красивый цветок. Они красивы, приятно пахнут, их дарят маме и бабушке - хозяйке дома.
Выбирая подарок маме, посоветуйтесь с папой или бабушкой. С мамой обсудите подарок для папы, с дедушкой или родителями - для бабушки. Не бойтесь спрашивать у взрослых совета. Заранее о своем подарке не рассказывайте. И хотя очень хочется рассказать, потерпите до праздника. Тогда будет приятный неожиданный сюрприз.
Дарим мы подарки не только ко Дню рождения, но и именинам, другим праздникам: к Новому году - 31 декабря, Рождеству - 7 января, Дню влюбленных - 14 февраля, Дню защитника Отечества - 23 февраля, женскому дню - 8 Марта.
Надо уметь красиво преподнести свой подарок. Для этого необходимо самому хорошо выглядеть, т. е. быть чистым и опрятным. Улыбаясь и глядя в глаза тому, для кого приготовлен подарок, говорите добрые, приятные слова.
Тот, кто получает подарок, тоже должен соблюдать некоторые правила этикета:
- принимают подарок стоя, а не сидя;
- улыбаются дарителю и благодарят за подарок;
- желательно его рассмотреть сразу же, а не откладывать на потом;
- любой подарок принимают с радостью;
- если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь. Ведь это важнее любого подарка! | |||||||||||||||
Просмотров: 6542 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |