Размер шрифта: A AA ИзображенияВыключитьВключить Цвет сайтаЦ Ц Ц Х

Муниципальное бюджетное дошкольное  
образовательное учреждение детский сад № 21 г. Амурска 
Амурского муниципального района Хабаровского края 

Пятница, 29.03.2024, 04:48 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Главная » Файлы » Консультации для педагогов

«Воспитание у детей культуры поведения за столом"
28.03.2012, 06:50
Уже с раннего возраста следует вырабатывать правильное отно­шение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми при­борами и салфетками. Воспитатель учит детей мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Педагог должен следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот и не разговаривали при этом и т. д.
Обучать правилам поведения за сто­лом можно как на специально организо­ванных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с деть­ми, воспитатель должен демонстриро­вать им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.
Формировать культурно-гигие­нические навыки необходимо последо­вательно и постепенно с учетом возраст­ных особенностей ребенка.
Обучение правилам этикета начина­ется с 3-летнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном эта­пе дошкольного детства.
Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие пред­меты, необходимые во время еды: солон­ка, хлебница, салфетница, по возможно­сти ваза с цветами.
По необходимости следует разрешать детям обращаться к сидящим за столом людям, при этом не следует одергивать, делать им бесконечные замечания. Воспитателю целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку взрослый человек способен создать дружескую атмос­феру. Своим примером он ненавязчиво приучает их к хорошим манерам, может оказать помощь в трудный момент. Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Они приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно находятся воспитанники.
 Приучая малыша к новому блюду, рекомендуется подавать не весь его объ­ем, а немного, делая акцент на том, что его порция меньше.
Прежде всего, следует обеспечить по­стоянное выполнение установленных ги­гиенических правил, объясняя их значе­ние. На первых порах важно помочь ре­бенку освоить тот или иной навык. Не следует торопить дошкольника, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, намыливает ру­ки). Ни в коем случае нельзя выполнять это действие за него. Осваивая новый на­вык, ребенок обычно стремится много­кратно выполнить определенное движе­ние. Постепенно он приучается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. При этом взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли дошкольник сде­лать необходимое действие. В дальнейшем воспитатель предоставляет ему почти полную самостоятельность, но постоянно проверяет соблю­дение навыков. Хорошо сформированные действия выполняются ре­бенком легко и быстро, по собственной инициативе и без каких-либо напоминаний. Если он и забудет о чем-то, например, сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего напоминания оказывается достаточно, что­бы он исправил свою ошибку.
Общение с детьми во время еды требует тщательной психологи­ческой подготовки. Известно, что поддерживать беседу - это мастер­ство, научиться которому не так уж легко. Главное - разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными, например, можно поговорить о продук­тах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание "приятного аппетита" - обяза­тельно!
 Знание столового этикета формирует у ребенка уверенность. Введение определенных правил должно быть постепенным, обучающим. Облегчить их постижение помогут спе­циально разработанные беседы по теме «Столо­вый этикет».
К теме каждого занятия дается краткий текст, который воспитатель соотносит с возрас­том детей.
Следует обратить внимание и на гостевой этикет. Воспитатель должен ознакомить дошкольников с пра­вилами в различных этикетных ситуациях, связан­ных с общением.
Как правило, дети любят ходить с родителями в гости и приглашать к себе друзей. Они могут чувство­вать себя в чужом доме свободно или, наоборот, ско­ванно, могут быть радушными или равнодушными и эгоистичными. Знание гостевого этикета способствует освоению навыков доброжелательного общения. Поэтому дошкольников надо обучать правилам по­ведения в гостях и приема их в своем доме. В госте­вых отношениях большую роль играет этикет подар­ка, и важно учить детей правильно его выбирать, пре­подносить и принимать. Изучению гостевого этикета можно посвятить три беседы-игры (приложение 3).
Психологические аспекты организации питания детей требуют вни­мания к качеству предлагаемых им блюд, соответствию пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непо­средственно процедуре приема пищи.
 Воспитать у детей привычку есть разнообраз­ную пищу - дело достаточно трудное, но выполни­мое. Каждая мама знает, какой у ребенка аппетит; насколько разнообразную пищу он ест, насколько у него избирательное отношение к ней; приучен ли ребенок к само­стоятельности или его надо кормить. Иногда в семье не уделяется долж­ного внимания формированию правильного отношения к еде. У одних выражена привычка употреблять однообразную пищу (напри­мер, сосиски или макароны), у других - только любимые блюда, а некоторые просто не приучены самостоятельно питаться.
 Все эти задачи - слагаемые культуры поведения за столом. Ре­шать их необходимо, прежде всего, на уровне семьи, но и не без помо­щи педагогов дошкольного учреждения.
Приложение 1
 Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков
с учетом возрастных норм
Возраст
Задачи
Дети раннего возраста (от 1 года до 2 лет)
Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2 месяцев). Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул. Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года 2 месяцев). Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 года 5 месяцев). Приучить мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев)
Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет)
Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого. Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить «спасибо»
Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет)
Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место. Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом
Дети средней группы (от 4 до 5 лет)
Совершенствовать приобретенные умения: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды
Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)
Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых
Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет)
Закрепить навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой

 

Приложение 2
Беседы по теме "Столовый этикет"
Тема: "Посуда и столовые приборы"
Предварительная работа с детьми:
- прочитать сказку К. Чуковского "Федорино горе";
- организовать игры: настольное лото "Посуда", "Разрезные картинки" и др.
 Содержание беседы
Сервировка стола - искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребенок с удовольствием может помочь взрослым накрыть на стол. Для этого необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления и назначению. Есть посуда стеклянная, дере­вянная, металлическая, глиняная (керамическая), даже пластиковая и бумажная. Из фарфора и хруста­ля сделана самая красивая и нарядная посуда.
В одной посуде мы готовим еду. Это, к примеру, кастрюли, сковороды, горшочки. Из другой - едим и пьем, называя ее столовой, чайной, кофейной.
 Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, в котором много жидкости и которое обычно подают горячим. Глубокая тарелка размером поменьше называется десертной.
Мелкие тарелки тоже различаются размерами, каждая из них используется для определенных блюд. Самая большая - столовая - для вторых горячих блюд: мяса, рыбы, дичи. К ним добавляется гарнир: картофель, овощи, рис, макароны. Иногда мелкую столовую тарелку ставят как подставную под тарелку с супом.
 В тарелку поменьше - закусочную - кладут салаты и холодные закуски: колбасу, ветчину, сыр, шпро­ты. Тарелка, которая еще меньше, называется хлебной или пирожковой. Она нужна для того, чтобы пиро­жок или кусок хлеба не лежал на столе. Для сладостей и фруктов подается мелкая десертная тарелка.
Для чая, какао и кофе предназначены чашки с блюдцами. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга. Не разлучайте их и всегда ставьте на стол вместе: чашку на блюдце. Тогда капельки чая не попадут на скатерть.
Для холодных жидкостей - воды, сока, киселя, компота - удобны бокалы и стаканы.
 Для хлеба на стол ставится хлебница, для масла - масленка, для сыра - сырница. Помимо этого есть салатница, супница, селедочница, икорница, сахарница, кофейник, молочник, большой и маленький фарфоровые чайники. Все для того, чтобы удобно было есть и пить.
 Но одной посуды недостаточно - нужны столовые приборы: ножи, вилки, ложки. Самые большие из них - столовые нож и вилка - предназначены для вторых горячих блюд. Для салатов, овощей и холодных закусок используются закусочные нож и вилка размером поменьше. Рыбным ножом и вилкой едят рыбу. На кончике этого ножа сделаны специальные изгибы, а в середине вилки, между вторым и третьим зубчи­ками - углубление, чтобы отделить мясо от костей. Такой нож, в отличие от столового, тупой. Для фруктов и фруктовых салатов используются десертные приборы. Столовой ложкой едят супы и молочные каши; для бульона, компота, мороженого и других сладких блюд используется ложка поменьше - десертная; для чая и кофе - чайная или кофейная ложечка. Половник необходим для разливания супа, нож для масла, лопа­точка для торта, щипцы для сахара, вилочка для лимона, ложка с длинной ручкой для варенья - все эти приборы, в нужный момент, оказываясь на столе, помогают нам красиво и правильно есть. Кроме того, на стол ставятся приборы для специй - соли, горчицы и перца - и к ним маленькие ложечки. Солонку с ды­рочками обычно не ставят: вытрясать соль не совсем удобно, гораздо проще достать ее ложечкой.
 
Приложение 3
 Занятия по гостевому этикету
Тема: «Как дарить подарки»
Предварительная работа с детьми: прочесть произведения А. Барто «Подари, подари», А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» (главу 6), Г. Остера «Как хорошо дарить подарки», М. Пляцковского «Подарки».
Содержание беседы
Подарки, которые нам дарят, - это свидетельство того, что нас любят и хотят порадовать. Есть по­дарки, купленные в магазине. Их обычно дарят взрослые. Есть подарки, сделанные своими руками. Можно нарисовать открытку, картину, оформить аппликацию или поделку. В семье обязательно кто-то подскажет, что и как лучше сделать.
Другу можно подарить альбом и карандаши, ручку и блокнот, пластилин, игрушку, книгу, сладости. Но те вещи и игрушки, которыми пользовался сам, дарить нельзя. Это не принято: подарки должны быть новыми. Чтобы подарить другу щенка, котенка, черепаху, рыбок, попугайчика или хомячка, надо пред­варительно поговорить с его родителями: согласны ли они принять в дом живое существо.
Очень хороший подарок - цветы, большой букет или один красивый цветок. Они красивы, приятно пахнут, их дарят маме и бабушке - хозяйке дома.
 Выбирая подарок маме, посоветуйтесь с папой или бабушкой. С мамой обсудите подарок для папы, с дедушкой или родителями - для бабушки. Не бойтесь спрашивать у взрослых совета. Заранее о своем подарке не рассказывайте. И хотя очень хочется рассказать, потерпите до праздника. Тогда будет при­ятный неожиданный сюрприз.
Дарим мы подарки не только ко Дню рождения, но и именинам, другим праздникам: к Новому году - 31 декабря, Рождеству - 7 января, Дню влюбленных - 14 февраля, Дню защитника Отечества - 23 февраля, женскому дню - 8 Марта.
Надо уметь красиво преподнести свой подарок. Для этого необходимо самому хорошо выглядеть, т. е. быть чистым и опрятным. Улыбаясь и глядя в глаза тому, для кого приготовлен подарок, говорите добрые, приятные слова.
Тот, кто получает подарок, тоже должен соблюдать некоторые правила этикета:
 - принимают подарок стоя, а не сидя;
- улыбаются дарителю и благодарят за подарок;
- желательно его рассмотреть сразу же, а не откладывать на потом;
 - любой подарок принимают с радостью;
- если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь. Ведь это важнее любого подарка!
Категория: Консультации для педагогов | Добавил: admin
Просмотров: 6542 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]