Как никто не может дать другому того, что не имеет сам,
так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот,
кто не является сам развитым, воспитанным и образованным.
Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и
образовывать, пока сам работает над своим воспитанием.
А. Дистервег
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
Педагогический коллектив нашего учреждения активно внедряет современные образовательные технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ»;
- игровая технология "Интеллектуально-творческого развития" В.Воскобовича и др.
- Здоровьесберегающие технологии
Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая технология
Инновация (от лат. in - в, novus - новый) означает нововведение, новшество, изменение.
Главной целью инновационных технологий является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.
Целью использования интегративного метода в ДОУ является инновационное обновление форм и содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и в работе с семьями воспитанников.
Задачи:
- Повышение профессионального уровня руководителей проектов;
- Формирование у воспитанников ряда значимых компетенций, наращивание универсальных умений детей (формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира) — способности дошкольников к элементарной научной деятельности
- Развитие психических процессов (воображение, мышление, речь), познавательных способностей дошкольников; социализация;
- Формирование сообщества «дети — родители» через преемственность работы ДОУ и семьи;
Виды проектов:
№ |
Вид | Содержание деятельности |
1 |
исследовательское-творческие: | дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; |
2 |
ролево-игровые | с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); |
3 |
информационно-практико-ориентированные | дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); |
4 |
творческие | (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). |
Этапы работы над проектом:
Этапы проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу |
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап | 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность. |
5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. 10.Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Алгоритм разработки проекта:
Этапы |
Задачи |
Деятельность проектной группы |
Деятельность научно-методической службы |
Начальный | Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания | Мотивация проектирования, объяснение цели проекта |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. | Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение. |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работа с информацией. Синтез и анализ идей. | Наблюдение. Консультации. |
Выполнение | Выполнение проекта | Работа над проектом, его оформление. | Наблюдение, советы (по просьбе группы) |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) | Участие в коллективном анализе проекта и самооценке | Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо) |
Защита проекта | Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. | Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |