Главная » Файлы » Консультации для педагогов |
03.12.2014, 09:03 | ||||||||||||||||
Методы технологии ТРИЗ Метод проб и ошибок. Этот метод поиска нового. «А что, если делать так? А, может быть, так?» Он используется для решения несложных задач. Например: на прогулке ребята играют в мяч, он закатился под веранду и его трудно достать. Детям предлагается придумать, как это можно сделать? Положительный результат для детей – каждый раз открытие. Метод проб и ошибок стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество. Метод фокальных объектов Дети любят придумывать новые игрушки, предметы. В этом поможет метод фокальных объектов, изобретенный американским психологом Ч. Вайтингом. Суть его заключается в том, что совершенствуемый образ держится в поле внимания, как в фокусе объектива, а к нему «примеряются» свойства других, совершенно не связанных с изначальным объектом, предметом. Сочетания свойств оказываются иногда совершенно неожиданными, но именно это вызывает интерес и позволяет придумать не только новые игрушки, предметы, но и расширяет словарный запас, упражняет в подборе прилагательных к существительным. Предлагаем детям назвать одно существительное, затем к нему нужно подобрать прилагательные как можно больше. Например: Солнце – желтое, лучистое, жаркое, светящееся. Затем поочередно признаки этих объектов переносятся на другие, оказывающиеся как бы в фокусе внимания (фокальные), возьмем другой объект – стул. Стул – желтый (крашен в желтый цвет) Стул - лучистый (когда сядешь, сразу успокоишься, будто тебя солнышко погладило своими лучами) Стул – жаркий – и т.д. Метод мозгового штурма (МШ) Впервые коллективное обсуждение проблемной ситуации, названной впоследствии мозговым штурмом и мозговой атакой, было предложено А.Осберном. Это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. МШ необходим при обсуждении ситуации, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода. При этом используется личный опыт детей. Необходимо, чтобы:
МШ может быть использован как основной метод при организации совместной деятельности, в этом случае детям предлагается проблемная ситуация, затем выслушивают их ответы. Самые оригинальные и неожиданные решения поощряют. Использовать МШ можно в работе со сказкой:
Краткая запись – план беседы по методу "Мозгового штурма" Например: - Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленком не стал? или – Как сделать так, чтобы медведь сам отпустил Машеньку домой? Метод синектики Светлана Пшеничных. "Ежиная семейка". Это метод позволяет решить проблему творческого сочинительства. Он разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания через последовательность вопросов. В зависимости от возраста детей вопросы становятся все подробнее, героям дают более детальные характеристики, вводятся новые действующие лица.
Следующий метод – система творческих заданий:
Метод механического моделирования маленькими человечками (ММЧ) При механическом моделировании дети передают совокупность различных взаимосвязанных элементов. Схема позволяет показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью математических знаков («+», «-», «=») Чтобы показать соединение, используется знак «+». Знак «-» используется в том случае, когда мы убираем или отнимаем какой – либо элемент. - вынули стержень из ручки - вытекающая из крана вода - поднимающийся пар из тарелки с супом Метод М.М.Ч. помогает при решении изобретательских задач, а схемы ориентируют детей на достижение наиболее эффективного результата. Используя этот инструмент, дети не только учатся строить схемы объектов и явлений, находить взаимосвязь между элементами разных систем, но и самое главное – подключать творческое мышление, решать проблемы прикладного характера.
Метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. Например: Система “Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем. Воспитатель задает вопросы: “Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, “Для чего они нужны?”, “Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).
Системный оператор Он показывает, как развить видение предмета в «системе», т.е. во всем многообразии окружающих его событий и вещей. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что только система дает нам полную власть над нашими знаниями. П.Г.Саморукова определяет систематизацию как «установление порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов или правил» Системный оператор представляет собой 9экранов, расположенных по 3 в ряд. На центральном экране находится предмет, который должен быть проанализирован. Центральная ось 9-тиэкранки, расположенная вертикально, обозначает настоящее, где средний квадрат – сам предмет или явление, нижний квадрат – его подсистема, т.е. составляющие его части, а верхний – надсистема, куда входит данный объект.
Прошлое настоящее будущее
А надсистема
Б система
В подсистема
Например: система – машина: подсистема – ее детали (колёса, корпус, руль и т.д.); надсистема может разнообразна - .то дорога, по которой едет машина, и гараж, и стоянка для автомобилей и т.п. Левый ряд 9-тиэкранки – прошлое, где А – прошлое надсистемы, Б – прошлое машины, В – прошлое ее подсистемы. 9-тиэкранка удобна для систематизации знаний, но давать ее сразу всю сложно для детей, необходимо учитывать, как они осваивают временные категории. Сначала дети осваивают категорию настоящего времени, затем прошлого, и только потом – будущего. Следовательно, логично предлагать материал по вертикали, начиная с настоящего и заканчивая будущим временем. В квадрате будущего 9 – экранка смыкается с развитием творческого воображения у детей, но, чтобы дойти до будущего, нам надо раскрутит сложную пространственно – временную и причинно – следственную конструкцию 9-экранки. Это сложные занятия, поэтому ребенку нужно наглядно показать развитие предмета от простого к сложному (а по тематике – от близкого к далёкому). Для того чтобы детям стал более близок и понятен излагаемый материал, называем экран волшебным: 9 экранов системного оператора – «волшебные» экраны прошлого, будущего, настоящего. Центральный экран – самый главный, с него и начинается изложение материала. Затем опускаемся в подсистему, а после – в надсистему. Обработав центральную вертикаль, переходим ко второй вертикали – прошлого, потому что прошлое осваивается ребёнком вслед за настоящим и легче воспринимается им. Тут надо только припомнить то, что было, не надо ничего конструировать, затем переходим в вертикаль будущего и обрабатываем ее. Всё это происходит в игровой форме с привлечением стихов, загадок, сюрпризных моментов. 9-экранка позволяет детям соединить воедино время и пространство, причем сразу на нескольких уровнях. Системный оператор предполагает познание таких математических терминов, как «много» и «один» (в их глубинном, философском понимании). В центре внимания здесь всегда оказывается единица, которая, как выясняется, входит в некое множество и сама является множеством. Затем осуществляется переход к познанию изменения качества этой единицы в зависимости от времени, переменных характеристик и вывода мышления на уровень прогнозирования будущего.
Приемы фантазирования Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты. Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми. Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах. Динамика – статика. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему “динамика” превратить постоянные свойства в переменные, а по приему “статика” – переменные свойства в постоянные. Пример: Компьютер, измененный по приему “динамика”, мог бы изменять форму ( превращать во что - нибудь). А человек, измененный по приему “статика”, имел бы всю жизнь, начиная с годика, одинаковый рост (рост взрослого человека). Коллаж из сказок Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя. Знакомые герои в новых обстоятельствах Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. Спасательные ситуации в сказках Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из , порой, трудных обстоятельств. “Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка. Сказки, по-новому Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты. Старая сказка – “Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – “Хаврошечка злая и ленивая”. Сказки от “живых” капель и клякс Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: “на что похожа твоя или моя клякса?” “Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку. Моделирование сказок Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .) На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель. На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например, воспитатель обращается к детям: “давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь | ||||||||||||||||
Просмотров: 1445 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |