Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая технология
Инновация (от лат. in - в, novus - новый) означает нововведение, новшество, изменение.
Главной целью инновационных технологий является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.
Целью использования интегративного метода в ДОУ является инновационное обновление форм и содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и в работе с семьями воспитанников.
Задачи:
- Повышение профессионального уровня руководителей проектов;
- Формирование у воспитанников ряда значимых компетенций, наращивание универсальных умений детей (формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира) — способности дошкольников к элементарной научной деятельности
- Развитие психических процессов (воображение, мышление, речь), познавательных способностей дошкольников; социализация;
- Формирование сообщества «дети — родители» через преемственность работы ДОУ и семьи;
Виды проектов:
№ |
Вид | Содержание деятельности |
1 |
исследовательское-творческие: | дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; |
2 |
ролево-игровые | с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); |
3 |
информационно-практико-ориентированные | дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); |
4 |
творческие | (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). |
Этапы работы над проектом:
Этапы проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу |
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап | 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность. |
5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. 10.Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Алгоритм разработки проекта:
Этапы |
Задачи |
Деятельность проектной группы |
Деятельность научно-методической службы |
Начальный | Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания | Мотивация проектирования, объяснение цели проекта |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. | Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение. |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работа с информацией. Синтез и анализ идей. | Наблюдение. Консультации. |
Выполнение | Выполнение проекта | Работа над проектом, его оформление. | Наблюдение, советы (по просьбе группы) |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) | Участие в коллективном анализе проекта и самооценке | Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо) |
Защита проекта | Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. | Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |