Размер шрифта: A AA ИзображенияВыключитьВключить Цвет сайтаЦ Ц Ц Х

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 
детский сад комбинированного вида № 21 г. Амурска 
Амурского муниципального района Хабаровского края 

Воскресенье, 11.04.2021, 12:45 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Главная » Файлы » Консультации для педагогов

Консультация "Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?"
12.04.2013, 16:01

 Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит формирование гендерной идентич­ности.

В настоящее время в мировой психолого-педагоги­ческой науке множество работ посвящено изучению гендерных особенностей детей дошкольного возраста. Однако большинство западноевропейских и амери­канских исследований на эту тему неоднородны и встречают критическую оценку в работах коллег.

Тем не менее Э. Маккоби, К. Джеклин и другие ученые считают, что достоверно установлено - девоч­ки превосходят мальчиков в вербальных способнос­тях, а мальчики сильнее девочек в визуально-про­странственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек, математические способности, но при этом мальчики более агрессивны, чем девочки.

Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справ­ляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков - среда. У девочек больше раз­вито слуховое, а у мальчиков - зрительное восприя­тие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неяс­ного.

Единодушны ученые лишь в одном - гендерная устойчивость формируется социокультурными норма­ми и в значительной степени зависит от отношений детей и родителей.

Значительный вклад в решение данной проблемы внесла Т. В. Бендас. В учебном пособии, в котором впервые представлена новая отрасль психологической науки - гендерная психология, на основе многочис­ленных отечественных и зарубежных исследований по разным проявлениям психики и поведения сравни­ваются девочки и мальчики, женщины и мужчины. В результате этого педагоги и родители могут полу­чить информацию или об отсутствии половых разли­чий, или о преимуществе детей того или иного пола. Назовем некоторые из них:

- по показателю роста наблюдается преимуще­ство мальчиков, но более раннее созревание - у де­вочек;

- существуют различия в моторике девочек и мальчиков, которые важно учитывать в процессе обу­чения, но при этом не рассматривать тот или иной пол в качестве эталона, «подгоняя» к нему другой;

- в раннем детстве мальчики лучше различают желтый и зеленый цвета, а девочки - красный и фи­олетовый;

- в возрасте 3-4 и 5-9 лет девочки превосходят мальчиков в зрительно-пространственных способнос­тях;

- старшем дошкольном возрасте отмечается пре­восходство девочек в произвольном внимании;

- в речевых способностях и интересе к занятиям обнаруживается превосходство девочек;

- девочки и мальчики одинаково испытывают страх в незнакомых и опасных ситуациях;

- мальчики эмоциональны, так же как и девочки, но стремятся скрывать свои эмоции и превосходят девочек по открытой физической агрессии;

- самооценка более устойчива у мальчиков, чем у девочек;

- стремление отделиться от противоположенного пола (половая сегрегация) появляется у девочек на третьем году жизни, а у мальчиков - на четвертом.

Становится очевидным, что в настоящее время существуют неоспоримые факты различий между де­вочками и мальчиками, которые не должны остаться незамеченными родителями и педагогами.

Но не только поэтому детей надо воспитывать с учетом их гендерных особенностей. По многим пара­метрам социального и эмоционального развития ре­бенка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение непи­саного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своем обществе поведенческих нарушений. Причем женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принима­ют девочки, и наоборот - маскулинных девочек от­талкивают девочки, но принимают мальчики.

Некоторые исследователи считают, что решаю­щую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а депривация, эмоцио­нальный дефицит: ребенка привлекает пол того зна­чимого лица, от которого он был в детстве отчужден. Дети, чье поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников про­тивоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстни­ками собственного пола.

Хотя несоответствие гендерным стереотипам со­здает психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

- для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу;

- мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек, в сторону демаскулинизации (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положи­тельно);

- в раннем детстве мальчики и девочки находят­ся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентиро­вать на мужские образцы поведения, так как нетипич­ное тендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Анализ массовой практики показывает, что в на­стоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошколь­ных образовательных учреждений России не учиты­ваются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентирова­но на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста.

Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны по­нять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В са­мый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длитель­ного времени пребывания в дошкольном образова­тельном учреждении (8-12 часов) подвергаются ис­ключительно женскому влиянию.

Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа «Я» ребенка с определенной социальной ролью. По­этому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситу­ациях, когда это является уместным.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рас­считаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устой­чивость формируется без участия мужчин. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкива­ются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчи­ками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, сле­довательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а в силу индивидуальных особенностей ско­рее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педаго­гу и т. д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчи­ков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вы­нуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и проговорить их. В результате в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они те­ряют уверенность в себе и своих возможностях. В свя­зи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей дифференцированному подходу к девоч­кам и мальчикам как при общении с ними, так и при организации различных видов деятельности на заня­тиях и в повседневной жизни.

В результате многочисленных исследований, про­веденных в нашей стране и за рубежом, было установ­лено следующее.

При обучении детей воспитателю важно учиты­вать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспита­теля на слух и для них предпочтительнее использо­вать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при органи­зации занятий рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки.

При оценке поведения детей и результатов их де­ятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) воспитателю необходимо по­мнить, что девочки крайне чувствительны к интона­циям, форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчика наибо­лее значимым является указание на то, что он добил­ся результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стре­миться к новым достижениям. Но именно у мальчи­ков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности и получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что позволяет им утвердиться в этих дости­жениях, однако это требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевид­но, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить руководить ими.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Уче­ные отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям - женщинам ближе ти­хие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а следовательно, им не место в группе и они должны быть прекраще­ны. В результате мальчики лишены истинно «муж­ских игр», что отрицательно сказывается на их лич­ностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является пре­одоление разобщенности между ними и организация совместных игр и других видов детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сооб­ща, но в соответствии с гендерными особенностями.

Большого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-про­странственной среды.

Общеизвестно, что среда является одним из основ­ных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний, удовлетворения интере­сов и получения социального опыта. Предметно-про­странственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физическая, игро­вая, умственная и т. п.), но и является основой его са­мостоятельной деятельности с учетом гендерных осо­бенностей и интересов. Роль взрослого в данном слу­чае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и напра­вить их усилия на использование отдельных ее эле­ментов с учетом гендерных и индивидуальных особен­ностей и потребностей каждого ребенка.

Вместе с тем в настоящее время в массовой прак­тике дошкольных образовательных учреждений отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преоб­ладания «девчоночных» материалов и пособий. Ку­кольная мебель, атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. Красивости кукольной жизни больше радуют глаз в отличие от технической игруш­ки, коробок с конструкторами или наборов для игр с правилами на ловкость, меткость и т. п. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, с ко­торыми любят играть мальчики.

Становится очевидным, что при воспитании ребен­ка-дошкольника в семье и образовательном учрежде­нии существует много проблем, связанных с форми­рованием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. 

Категория: Консультации для педагогов | Добавил: admin
Просмотров: 1582 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]