Размер шрифта: A AA ИзображенияВыключитьВключить Цвет сайтаЦ Ц Ц Х

Муниципальное бюджетное дошкольное  
образовательное учреждение детский сад № 21 г. Амурска 
Амурского муниципального района Хабаровского края 

Четверг, 25.04.2024, 04:41 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Главная » Файлы » Консультации для педагогов

презентацию по трудовому воспитанию для педагогов подготовила Бородина О.В.
03.08.2012, 14:45
Освоение позиции субъекта детского труда требует специальной педагогической технологии. Для работы с детьми нами была взята технология М.В. Крулехта. Педагогическая технология вхождения детей в реальные трудовые связи  выстраивалась поэтапно. Конструирование педагогического процесса осуществлялась на основе методики взаимосвязи трех основных средств трудового воспитания:
 формирование системных знаний о предметном мире и трудовой деятельности взрослых;  
 обучение детей целостным трудовым процессам;  
 детская самостоятельная трудовая деятельность в повседневной жизни детского сада и семьи. 
 Данная технология предусматривает использование моделей.
Первый  шаг при  вхождении детей в реальные трудовые связи – приобщение к современному миру, приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых. Именно в предметной деятельности возникала познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения.
    Перед нами стояла задача -  помочь детям войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное – воспитать ценностное отношение к предметному миру.
    Педагогическим условием  воспитания у дошкольников ценностного отношения к предметному миру явился системный характер представлений о предмете.
    Детям раскрывалась сущность предмета – его назначение, показывалась зависимость особенностей конструкции,  строение предмета и материала, из которого сделан предмет, от его назначения.
Для этого  использовалась «Модель системного характера представлений о предмете», где обозначены основные компоненты, обеспечивающие системный характер представлений детей о предмете и воспитание ценностного отношения к предметному миру. 
 
Практически ежедневно использовались житейские или целенаправленно создавались специальные образовательные ситуации, позволяющие знакомить детей с предметами и их назначением, способами использования. Наиболее эффективны игровые проблемные ситуации, в которые попадает игровой персонаж. Игровой персонаж дает возможность поставить ребенка в позицию субъекта познавательной деятельности, побуждать к ведению диалога с игровым персонажем и сверстниками, осознанию разумного способа поведения в предметном мире.
    Для знакомства малышей с предметным миром используется дидактический материал, моделирующий предметы посуды, одежды, мебели, у которых нет той или иной части или они сделаны из другого материала и поэтому непригодны для использования по назначению, например, у чашки отбита ручка, нет дна, иголка сделана из бумаги.
 
 
Для подготовки к графическому моделированию применяется игровой прием – одевание картонной куклы на прогулку. Здесь используется макет комнаты, в окне которого, поочередно появляются картинки, условно обозначающие разное время  суток, погодные условия, времена года. Ориентируясь на эти картинки,  дети учатся подбирать нужную одежду, называть ее, т.е. выбирать предмет из группы сходных.
  
 
 
 
Знакомя с предметным миром детей в среднем дошкольном возрасте, особое внимание уделяю родовым обобщениям. Формирование родовых понятий осуществляется с помощью предметно – схематических моделей, где условно фиксируется внимание детей на трех существенных признаках понятия, например, «овощи»: человек, выращивает овощи на огороде для использования их в пищу.
 
 
При сравнении предметов дети опираются на модель – схему для сравнения предметов. Набор предметов для сравнения должен иметь достаточное количество сравниваемых признаков как различия, так и общности (цвет, форма, величина, части, детали, назначение, материал и пр. 
 
 
Шаг второй -  освоение позиции субъекта детского труда – связан с обучением целостным трудовым процессом.
Наша задача заключается в том, чтобы познакомить детей с конкретными трудовыми процессами, помочь увидеть их направленность на достижение результата и удовлетворение потребностей людей, научить вычленять компоненты трудовых процессов, сформировать первое обобщенное представление о некоторых видах труда и профессиях.
 Педагогическим условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам является формирование системных знаний о трудовом процессе как единице труда. 
Чтобы обеспечить системный характер представлений дошкольников о трудовом процессе использую  «Модель структуры трудового процесса».
В средней группе во второй половине года детей начинаем знакомить с бытовой техникой.  Многообразие образовательных ситуаций позволяет детям осознать необходимость техники, а обобщающая беседа с использованием предметно – схематической модели, после ряда наблюдений – все три значимые причины ее преимущества.
 
 
Для формирования обобщенного представления о структуре трудового процессе, связях и зависимостях между его компонентами можно использовать модель трудового процесса, образно названной «Лесенка».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В данной модели   представлено общее поступательное движение трудового процесса от замысла к результату. Каждая ступенька лесенки обозначает соответствующий компонент трудового процесса в порядке их следования. Нижняя ступенька обозначает замысел, цель труда. Над ней  надстраивается вся лесенка. При этом дети легко осознают, что при пропуске хотя бы одной ступеньки нарушается весь процесс, и результат не может быть достигнут.  
Трудовое обучение направлено на освоение трудовых процессов в целом. Оно предполагает формирование системы общетрудовых и специальных умений для организации и осуществления трудового процесса от постановки цели до получения результата труда. И в этом нам помогает «Модель обучения трудовым процессам».
 
Общетрудовые умения:  целеполагание; мотивация; отбор предметов, инструментов и трудового оборудования; организация рабочего места; планирование основных этапов работы; культура труда, экономное расходование материалов,  времени, поддержание порядка на рабочем месте; умение сотрудничать в коллективе.
Специальные трудовые умения: умение намыливать, « тереть ткань о ткань» при стирке, споласкивать; умение правильно держать инструменты; умение проверять симметрично ли расставлены приборы при сервировке стола, полностью ли оттерта грязь, прочно ли склеены детали.
Третий шаг в процессе приобщения к труду как ценности связан с дальнейшим освоением позиции субъекта детского труда в повседневной жизни детского сада и семьи. Руководство взрослыми детской деятельностью направленно здесь на приобретение навыков и умений решения житейских задач, самоутверждение, формирование «образа себя», осознание своих возможностей и способностей для проявления творческой индивидуальности.
     Большое значение имеет организация  самостоятельного труда детей. Основным его видом в младшем возрасте является труд по самообслуживанию.
  Для освоения детьми субъектной позиции в самообслуживании нами применялось пошаговое конструирование педагогического процесса, включающее три основных этапа.
Первый этап направлен на приобретение детьми отчетливых представлений о направленности, содержании и структуре конкретных процессов по самообслуживанию. Здесь мы учили детей на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процессы умывания, одевания, купания, еды. Чтобы вызвать положительный эмоциональный настрой и побудить малышей при этом к освоению позиции субъекта в самообслуживании нами использовались короткие стихи и потешки. Также используем дидактические игры в малых подгруппах с использованием игрового персонажа, позволяющие сформировать отчетливые представления о последовательности действий и способах самоконтроля («В гостях у Мойдодыра», «Научим Неумейку»).  
   Второй этап  предполагает целенаправленное развитие контрольно – проверочных и оценочных умений в самостоятельной деятельности малышей по самообслуживанию. Наша задача  состоит в том, чтобы помочь детям научиться адекватно принимать оценку своей деятельности другими, оценивать сверстника, а затем и самого себя.
  Третий этап диктуется важностью конструирования в детском саду и семье единого педагогического процесса, где ребенок поставлен взрослыми в позицию субъекта посильного ему самообслуживания.
 Дети среднего возраста уже вполне могут включаться в несложный хозяйственно – бытовой труд: сервировка стола, мытье игрушек и чайной посуды, вытирание пыли, стирка кукольной одежды.
   Перед нами стояла задача научить детей выполнять трудовые процессы целостно, от постановки цели до получения результата труда, а также самостоятельно контролировать качество промежуточных и итогового результатов труда.
 
Учитывая особенности наглядно – образного мышления детей, а также то, что структура трудового процесса является сложным объектом, поэтому мы применяем модель. В такой модели должно быть представлено общее  поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату), которое представлено пятью компонентами. Рассмотрим данную модель на примере поливки комнатного растения.
Цель ухода – растение с поднятыми листьями.
Предмет труда – растение с опущенными листьями.
Инструмент – лейка; материал – вода.
Трудовое действие – положение лейки над цветочным горшком.
Результат – растение с поднятыми листьями.
Если какой – либо компонент выпадает, то результат не может, быть достигнут.
 
Тоже самое можно проследить и при посадке лука.
Цель труда – проросший лук.
Предмет – луковица с корнями.
Материал – земля в горшке; инструмент палочка для рыхления, лейка с водой.
Трудовые действия – ямка в земле и полив луковицы.
Результат – проросший лук.
 
 
Уже в первой половине учебного года мы организовываем коллективный труд по типу общего. Для данной формы организации коллективного труда характерна общая цель и объединение результатов труда каждого участника деятельности в общий результат. Сам же процесс труда является индивидуальным. Например, нужно вымыть все поддонники  у растений – это общая цель труда. Каждый ребенок моет 1-2 поддонника. В итоге деятельности получен общий результат – все поддонники стали чистыми.
С начала учебного года в средней группе мы вводим дежурство по столовой. Руководство работой дежурных направленно на полное освоение детьми трудовых процессов, выполняемых ими, и развитие детской самостоятельности, дружеских взаимоотношений. Мы регулярно обращали внимание детей на качественное выполнение ими трудовых обязанностей. Особое внимание уделяется формированию самоконтроля, поэтому мы не указываем ребенку ошибку, а побуждаем к ее поиску («Проверь, всем ли детям будет удобно пить из чашек» и т.п.). переделка работы дежурных нами недопустима. Мы уважительно относимся к труду дежурных, наши взаимоотношения строятся по модели субъект –субъектного взаимодействия. Мы систематически привлекаем детей к оценке работы дежурных, акцентируем их умелость, действенную помощь взрослым, что позволяет детям осознать себя младшим, но партнером взрослого по совместной деятельности.
 
 
Воспитательное воздействие труда на личность дошкольника, успешность вхождения в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками может быть обеспечено только тогда, когда дети чувствуют, что их труд необходим, приносит пользу, когда им сопутствует успех в осуществлении трудовой деятельности. Это позволяет им самоутвердиться, почувствовать приобретенную умелость. Радость от успехов в труде, похвала и благодарность взрослых за помощь в трудовых делах – благодаря этому воспитывается трудовая направленность формирующейся личности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Категория: Консультации для педагогов | Добавил: admin
Просмотров: 7824 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]