Размер шрифта: A AA ИзображенияВыключитьВключить Цвет сайтаЦ Ц Ц Х

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 
детский сад комбинированного вида № 21 г. Амурска 
Амурского муниципального района Хабаровского края 

Четверг, 15.04.2021, 02:39 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Главная » Файлы » Консультации для родителей

Подбор материалов и оборудования для детей 3-4 лет с учетом гендерных особенностей детей
12.04.2013, 16:22

  Подбор материалов и оборудования для детей 3-4 лет с учетом гендерных особенностей детей 

Решение задач, связанных с гендерным воспита­нием детей 3-4 лет, требует вдумчивого отношения педагогов и родителей к подбору материалов и обору­дования. Вместе с тем анализ литературы показыва­ет, что вопросы подбора материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей детей волновали и волнуют в большей степени профессиональных дизай­неров, чем педагогов. Возможно, это связано с тем, что в дошкольных образовательных учреждениях осуще­ствляется совместное воспитание девочек и мальчиков и в связи с этим не решаются вопросы дифференциро­ванного подхода к выбору игрушек, игр, оборудова­ния. В то же время коммерческие интересы и конку­ренция заставляют дизайнеров постоянно находиться в поиске при оформлении помещений. Учет гендер­ных особенностей детей является одним из требований заказчиков, которые предъявляются к качеству раз­рабатываемых проектов, связанных с оборудованием комнат для детей.

Дизайнеры считают, что помещение, в котором проводят время дети, - это целый мир или даже мно­жество миров для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна, повлияет на формирование их вкусов, взглядов, уве­ренности в себе и своих возможностях и многого дру­гого, что связано с развитием личности маленького ребенка.

Вдумчиво и с большой осторожностью дизайнеры подходят к выбору цвета стен. Общим для девочек и мальчиков является то, что пространство комнаты должно быть светлым и солнечным. Для девочек пред­почтительна окраска стен в розовые, палево-золотис­тые, слегка размытые оттенки цветов, которые созда­ют атмосферу легкости, нежности, изящества. При этом специалисты предупреждают, что крайне опас­но перестараться и превратить помещение в пышный кремовый торт. Для мальчиков предлагается более сдержанная гамма: серебристо-сине-голубая в сочета­нии со слегка размытыми оттенками желтого и оран­жевого цветов.

В каждом конкретном случае для ребенка цве­товая гамма стен подбирается индивидуально. При этом очень часто работа дизайнера строится не толь­ко в рамках его собственного творческого поиска, но и предполагает общение с тем конкретным ре­бенком, для которого проектируется данное про­странство.

В условиях группового помещения детского сада нет возможности учитывать индивидуальные интере­сы каждого ребенка. Очевидно, что в групповом поме­щении стены, вдоль которых размещаются игровые зоны для девочек и мальчиков, должны быть светлы­ми, но могут быть разными, органично сочетаясь по цвету. Вместе с тем при воспитании детей с учетом их гендерных особенностей решающая роль принадле­жит оснащению группы.

В настоящее время даны рекомендации по подбору материала по развивающим дошкольников видам деятельности (игровой, продуктивной, познавательно-исследова­тельской - детское экспериментирование) и для их двигательной активности.

Поэтому первоочередной задачей, стоящей перед педаогами, работающими с детьми 3-4 лет, является создание оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды. Для этого необходимо проанализировать состояние предметно-развивающей среды в групповом помеще­нии и привести ее в соответствие с примерными пе­речнями материалов и оборудования.

Второй, не менее важной задачей, которую надо решать при воспитании детей 3-4 лет, является вне­сение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфич­ными материалами для девочек и мальчиков. Рас­смотрим решение этих задач более подробно.

 

Маркеры с акцентом на гендерную идентичность

Основной задачей, которую надо решать при оформ­лении помещений детского сада с учетом гендерных особенностей детей, является оказание помощи ма­ленькому ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она - это девочка, а он - мальчик. Поэтому надо по мере воз­можности использовать простейшие маркеры гендерных различии, но с учетом индивидуальных интере­сов и потребностей каждого ребенка.

В результате опытно-экспериментальной работы было установлено, что при общении с детьми 3-4 лет целесообразно использовать следующие маркеры гендерных различий:

- дифференцировать на шкафах для одежды мет­ки для девочек и мальчиков;

- подбирать полотенца для вытирания рук двух разных цветов, стаканчики для полоскания рта, по­крывала на кровати, мешочки для хранения обуви;

- дифференцировать на спортивной форме метки для девочек и мальчиков и т. п.

В изготовлении маркеров гендерных различий должны принимать участие как сотрудники дошколь­ного образовательного учреждения, так и родители. Но при этом основным требованием к деятельности как педагогов, так и родителей является индивиду­альный подход к детям, учет их вкусов и привязанно­стей к изображению на метке и ее цветовому реше­нию. Так, например, было установлено, что многие мальчики страдают от темных оттенков в своей одеж­де, завидуя яркой цветовой гамме в одежде девочек. При этом не стоит в подборе цвета ориентироваться на традиционную, но не оправдавшую себя дифференци­ацию: для девочек используются оттенки только ро­зового цвета, а для мальчиков - голубого. Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качества ребенка, ставит перед педагогами и родителями зада­чу эмоционального развития детей, поэтому необходи­мо учитывать вкусы и интересы детей. Рассмотрим это на конкретных примерах.

 

Делаем метки для «домиков» для одежды

Воспитатель говорит родителям о том, что в про­цессе общения с детьми постоянно обращает их вни­мание на то, что в группе есть девочки и мальчики. Для того, чтобы дети почувствовали, что взрослые с вниманием и уважением относятся к этим отличиям детей, она предлагает по-разному оформить метки на шкафчиках для одежды, которые дети назы­вают «домиками» для одежды. Для девочек может быть предложено изображение цветов, кукол, а для мальчиков - машин, самолетов и т. п. В качестве ме­ток на шкафы могут использоваться и фотографии детей.

При изготовлении меток важно помнить, что в значительной степени усилить их выразительность может цвет фона (для девочек один, а для мальчи­ков - другой). После того, как метки будут изготов­лены, родители вместе с детьми прикрепляют их к шкафам.

 

Подбираем мешки для сменной обуви девочек и мальчиков

Музыкальный руководитель объясняет родителям необходимость хранения сменной обуви (чешек) в спе­циальном мешке и просит их договориться о том, что­бы проявить внимание к гендерным особенностям де­тей и подобрать мешки одного цвета для всех девочек группы, а другого - для мальчиков.

Подбираем для девочек и мальчиков форму для физкультурных занятий.

Воспитатель объясняет родителям, что воспитание детей с учетом их гендерных особенностей целесообразно начать с того, чтобы в спортивной одежде вы­делить девочек и мальчиков группы, и просит роди­телей договориться между собой об этом. После того, как спортивная форма будет приобретена родителями, воспитатель вместе с детьми рассматривает ее, назы­вает отличительные особенности (по цвету, эмблемам и т. п.).

Украшаем кровати девочек и мальчиков.

Воспитатель предлагает родителям проявить ини­циативу и продумать, как можно в спальне при оформ­лении кроватей детей подчеркнуть индивидуальность каждого ребенка с учетом его гендерных особеннос­тей. Родители могут изготовить разные мешки для хранения пижам, сделать красочные маркеры для кроватей, разместить на них любимые игрушки сво­их детей.

 

Полотенца для девочек и мальчиков

Кастелянша дошкольного образовательного уч­реждения приходит к детям в гости и говорит, что она узнала, что в этой группе есть замечательные девочки и мальчики, с которыми она хотела бы познако­миться.

Воспитатель знакомит кастеляншу вначале с каж­дой девочкой, затем с каждым мальчиком. Кастелян­ша говорит, что девочки и мальчики ей очень понра­вились, и она решила подобрать для всех девочек по­лотенца одного цвета, а для мальчиков - другого. Обращает внимание детей на цвет полотенец, помога­ет детям назвать его, а затем вручает каждой девочке и каждому мальчику по полотенцу. Дети развешива­ют полотенца в умывальной комнате.

 

Стаканчики для полоскания рта для девочек и мальчиков

Медицинская сестра дошкольного образовательно­го учреждения приходит к детям в гости, знакомится с девочками и мальчиками. Обращает внимание на то, что в умывальной комнате полотенца двух цветов, и спрашивает у детей, почему это. Воспитатель помо­гает детям объяснить, что кастелянша (называет имя и отчество) для девочек подобрала полотенца одного цвета, а для мальчиков - другого, и теперь дети пользуются полотенцами разных цветов.

Медицинская сестра говорит детям о том, что и она хотела бы предложить девочкам стаканчики для полоскания рта после еды одного цвета, а мальчи­кам - другого. Она просит детей назвать цвет стакан­чиков для девочек и цвет стаканчиков для мальчиков и вручает их детям. Воспитатель напоминает детям о том, что надо поблагодарить медицинскую сестру (на­зывает имя и отчество) за подарок и просит, чтобы она научила девочек и мальчиков правильно полоскать рот.

Медицинская сестра рассказывает детям о том, зачем им каждый раз после еды надо полоскать рот, и учит их правильно выполнять эту процедуру. Дети упражняются в полоскании рта.

Категория: Консультации для родителей | Добавил: admin
Просмотров: 1619 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]