Главная » Статьи » Советы психолога |
Домашняя работа для пальчиков.
Занятия пальчиковыми играми со стихотворным проговариванием способствуют расширению словарного запаса. А если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать нам, взрослым... учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать... повышает речевую активность крохи... да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу:) Пальчиковые игры учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти ребёнка. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно "рассказывать" целые истории! Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои "пальчиковые истории". Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ПАЛЬЧИКИ И ЛАДОШКИ"
Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, количество повторений упражнений можно уменьшить или увеличить в зависимости от желания ребенка.
1. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник». 2. Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:
«В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят». 3. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы». То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 4. Предложите ребёнку собрать спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
5. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «сжимайте» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!». 6. Возьмите веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завяжите на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
7.Предложите ребёнку поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого, проговаривая слова стихотворения:
Сидит белка на тележке, или Этот пальчик хочет спать, Продает она орешки: Этот пальчик – прыг в кровать, Лисичке-сестричке, Этот пальчик прикорнул, Воробью, синичке, Этот пальчик вдруг зевнул, Мишке толстопятому, Ну а этот уж заснул. Заиньке усатому. 8. Покажите ребёнку как правильно сжать пальцы правой (левой) руки в кулак; поочередно их выпрямлять, начиная с большого пальца, и приговаривая:
Ну-ка, братцы, за работу, Покажи свою охоту: Большаку – дрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А тебе детей кормить. или Мизинчик идти на прогулку решил, Но безымянный не разрешил, А средний об этом услышал – Едва из терпенья не вышел. И печально сказал указательный: «Огорчится большой обязательно». Досталось мизинцу От всех по гостинцу. 9. «Футбол». Забивать шарик в ворота одним и двумя пальцами правой (левой) руки.
10. «Крестики-нолики»: ребенок поочередно делает «крестики» из Указательного и среднего, безымянного пальца и мизинца, а затем повторяет упражнение 2 для этих же пальцев.
11. «Колокольчики»: ребенок в течение 30 -60 секунд потряхивает кистями рук.
12. Упражнение «змейка»: ребенок пытается дотронуться кончиками указательного, среднего и остальных пальчиков в отдельности то до основания этого же пальчика, то как можно дальше до ладони. Повторить упражнение обеих рук 3-4 раза.
13. «Музыка»: ребенок совершает волнообразные движения (вверх-вниз) всеми пальцами руки так, как будто играет на фортепиано. Повторить упражнение обеими руками 3-4 раза.
14. «Ножницы»: ребенок пытается соединить пальчики парами и развести пары как можно дальше. Повторить 5 раз. Затем ребенок пытается отвести указательный пальчик от остальных, крепко сжатых. Повторить 5 раз.
15. «Круги»: ребенок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальчиком обеих рук. Повторить 5 раз.
16. Поделка «Котёнок».
Для выполнения нашей работы понадобится: картинка любого персонажа, пластилин, нитки.
Первым делом найдите или нарисуйте сами рисунок котенка на картоне. Картинка должна быть не цветной. Подготовим пластилин. Теперь возьмем картинку и пластилин. Облепим картинку пластилином, так как показано на картинке. Этот этап работы очень важен для развития ребенка. Опять мы имеем дело с развитием пальчиков. Ребёнку приходится выполнять забавное, но не совсем простое действие – размазывать пластилин. Если ребенок выполняет это действие впервые - покажите ему, как он должен действовать. Для этого от пластилина отрывается небольшой кусочек, этот кусочек пластилина кладется на рисунок кошки. Втирающими движениями размазываем пластилин. Следует оставлять незамазанным контур глаз и т.д. Иначе получим просто неведомый овал. Выполняйте эту работу совместно с ребенком. Так как его пальчики быстро устанут. Если ребёнок устал – проведите с ним пальчиковую гимнастику, направленную на расслабление мышц кисти рук. После того, как картинка будет полностью залеплена пластилином – приступайте к следующему этапу работы. Возьмите нитки. Разрежьте нить на небольшие кусочки. Нарезать нитку может и сам ребенок, если ему позволяет возраст. Нарезав нитки – прилепим их на наш пластилин. Для этого берем кусочек нитки, кладем его на картинку с пластилином. Чуть нажимаем на нитку, для того чтобы она приклеилась к пластилину. Клей в нашей работе использовать не будем. Для украшения картинки можно использовать разные цвета нити. Например, для кошки - один цвет, для ее бантиков - другой цвет. Получилась вот такая прекрасная киска.
Педагог-психолог: Скворцова М.Н. | |
Просмотров: 1977 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |