Уважаемые родители, предлагаем Вам вместе с детьми поиграть в развивающие игры и упражнения, которые подготовили для вас педагоги по региональному компоненту
1.ЧИТАЕМ НАНАЙСКИЕ СКАЗКИ
По берегам широкого и могучего Амура издавна живут нивхи, нанайцы, ульчи, удэге и другие народы Дальнего Востока. И веками их старики рассказывают подрастающим в стойбищах детям сказки. О том, как мальчик Индига преодолел семь страхов и не только брата спас, но и сердце храбреца приобрёл. Как богатырь Азмун на спине косатки доплыл до дома Морского Хозяина и упросил старика послать нивхам рыбу. Как превратился охотник Чориль в медведя, а его невеста к самому Горному Хозяину отправилась правду искать…
Писатель-дальневосточник Дмитрий Нагишкин тщательно изучил устное творчество малых народов и, используя их сюжеты и язык, создал оригинальное художественное произведение - книгу «Амурские сказки», настоящую этнографическую энциклопедию края.
Дмитрий Дмитриевич Нагишкин «Амурские сказки»
https://litvek.com/serial/17562-seriya-amurskie-skazki-ill-nagishkin
Работа с ребенком над сказкой:
Анализ сказок
Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
- Как ты думаешь, о чем (про что, про кого) эта сказка?
- Кто из героев, тебе больше всего понравился (не понравился?)
- Как ты думаешь, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
- Подумай, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка.
- Как ты думаешь, если бы в сказке были одни хорошие (или плохие) герои, что это была бы за сказка?
- Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
Методы и приёмы работы со сказкой
Сказка - богатый материал, который может быть использован в нескольких аспектах:
1. Использование сказки, как метафоры (текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личности, личной жизни ребенка)
2. Рисование по мотивам сказки (свободные ассоциации проявляются в рисунке)
3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа (служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека «хорошо - плохо»)
4. Проигрывание эпизодов сказки (дает возможность ребенку почувствовать эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции)
5. Использование сказки как притчи – нравоучения (подсказка варианта разрешения ситуации)
6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, рисование героев сказки, «А что потом?» придумывание нового конца сказки)
2. Нанайские народные загадки (смотреть)
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Слово «загадка» происходит от «гадать», что означает думать и мыслить. В загадках предмет не называют, а лишь описывают его, намекают.
Задачи:
-знакомить детей с окружающим миром и явлениями природы;
-расширять кругозор детей,
- развивают и обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
- формируют представления о переносном значении слова;
- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
3. Нанайская народная мудрость. Пословицы и поговорки
4. Рассматриваем альбомы:
«Жилище нанайцев»
«НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА НАНАЙЦЕВ» (смотреть)
«НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБУВЬ НАНАЙЦЕВ» (смотреть)
«ПРЕДМЕТЫ ДОМАШНЕЙ НАНАЙСКОЙ УТВАРИ» (смотреть)
«Рыболовный промысел нанайцев и обработка рыбьей кожи» (смотреть)
«Национальный нанайский орнамент. Мотивы орнамента»
4. Рисуем национальный нанайский орнамент
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с национальным нанайским орнаментом;
- учить детей рисовать нанайский орнамент, использовать в своём творчестве элементы декоративно - прикладного искусства (растительные, зооморфные, геометрические);
- совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях);
Развивающие:
- развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции;
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность в изображении, усидчивость.