Размер шрифта: A AA ИзображенияВыключитьВключить Цвет сайтаЦ Ц Ц Х

Муниципальное бюджетное дошкольное  
образовательное учреждение детский сад № 21 г. Амурска 
Амурского муниципального района Хабаровского края 

Пятница, 26.04.2024, 23:04 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Главная » Файлы » Консультации для педагогов

Из опыта работы "Использование социоигровой технологии в работе с дошкольниками" Автор: Мочалина Ольга Валерьевна, воспитатель
06.12.2018, 09:02

    Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед практикой и теорией образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе развития. И поэтому на сегодняшний день особое внимание уделяется личности ребенка, анализирование процессов, влияющих на его формирование.

  Основная задача воспитателя – выбрать методы, формы, приемы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые соответствуют поставленной цели развития личности дошкольника в соответствии с ФГОС.

   Проблема современного общества, заключается в том, что дети XXI века все меньше и меньше общаются со сверстниками, чем их родители, основным развлечением которых были групповые игры на свежем воздухе. Современные дети, зачастую, предпочитают проводить время дома, перед компьютером, телевизором и т.д. Отсюда и общаться умеют хуже и здоровье у них шаткое, эмоциональное состояние не устойчивое.

  Одним из показателей полноценного и правильного развития и воспитания личности дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

    Это и определило направление моей работы. Была поставлена цель: воспитание личности дошкольников в условиях коллективной деятельности посредством социоигровой технологии.

Для успешной реализации поставленной цели поставила перед собой следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

2. Выявить уровень взаимодействия сверстников в коллективе.

3. Разработать перспективный план по использованию игр, способствующих воспитанию личности.

4. Раскрыть значение игровых технологий.

5. Обобщить полученные результаты.

   Главная идея работы заключается в том, чтобы воспитать личность в условиях коллективной деятельности, а также планомерное и систематическое использование современных форм, методов, приемов работы для более эффективного развития общения со сверстниками

   Изучением данной проблемы занимались М.И.Лисина, Е.Е.Шулешко, Ершова, Букатов и других показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения.

   Основная идея социоигровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

    Не менее важным в социоигровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются. Тем самым происходит воспитание личности ребенка в коллективе.

Осуществление воспитательно-образовательного процесса состояло из трех этапов:

    1 этап – организационно-подготовительный.

 Задачами первого этапа являлись: выявить исходный уровень сформированности навыков общения в коллективе. Разработать примерный перспективный план работы по использованию социоигровой технологии.

   С целью выявления уровня социальной коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, 03.09.2014 г. была проведена вводная диагностика .

   По данным диагностики организационно-подготовительного этапа видны высокие проценты низкого уровня овладения детьми данной областью. Данные результаты, отображены в диаграммах по каждому показателю.

   Дети в повседневной деятельности не всегда соблюдают правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, перебивают друг друга, ссорятся. Не всегда правильно оценивают поступки сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, не могут объяснить эмоциональное состояние героев художественных произведений или сверстников. Дети малоактивны в игре со сверстниками, проявляют инициативу, не всегда могут объяснить сверстнику правило игры.

   Результаты мониторинга показали, что необходима формирующая работа, которая проводилась мною в воспитательно-образовательном процессе.

 Учитывая данные вводной диагностики, мною был разработан перспективный план по внедрению игр. 

 Для качественной, результативной работы с детьми была создана предметно-пространственная развивающая среда. В группе в этом направлении следующие.

  Центры активности: «Центр безопасности», «Центр сюжетно-ролевых игр», «Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек)». В группе есть уголок «Дежурства» для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений, что предопределяет характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности. Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений в коллективе.

    Изучив методическую литературу, я поняла, что это очень интересно, и не так сложно как казалось использовать социоигровую технологию, которая поможет раскрыть детей, научить их общаться и воспитать личность дошкольников в коллективе.

   2 этап – внедренческий (основной). Цель этапа: на основе выделенных условий к организации воспитательно-образовательного процесса по социально-коммуникативному развитию, направленную на воспитание личности дошкольников, используя социоигровые технологии.

На начальном этапе знакомства с играми остановилась на игре «Волшебная палочка», которая научила детей внимательно слушать ответы друг друга. Приём «Волшебной палочки» стала включать во все проводимые НОД, так как к нему можно подобрать широкий спектр заданий по всем разделам.

Конечно же, многие дети с трудом сдерживали естественное желание высказать свою догадку по данному вопросу немедленно. И часто на занятиях после заданного вопроса возникала многоголосица, дети отвечали хором, перекрикивая друг друга. Прежде всего, необходимо было научить детей слушать всех участников беседы, сформировать у них культуру поведения.

Эту игру мы старались организовывать и в совместной деятельности, предлагая различные темы для обсуждения: «Чем тебе запомнился сегодняшний день», «Моя любимая книга», «Я и мои друзья», «Мои любимые игры», «Как я провёл выходные», «Профессии моих родителей», «Кем я хочу стать, когда вырасту», «Мой любимый сказочный герой».
Многим детям в группе довольно трудно было подавить желание подсказывать. Приходилось часто повторять, что помогать надо не игроку, а волшебной палочке.

Также в работе с детьми, я использую:

  • игры-задания для рабочего настроя «Волшебная палочка», «Эхо», «Буквы-загадки», «Летает – не летает».
  • игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом «Пишущая машинка», «Рассказ-рисунок о том, что вижу», «Живое слово» и т.д.

Для того чтобы детям всегда было интересно объединяться в мини-группы, использовала интересные приёмы, которые развивают у детей в процессе объединения, умения рассуждать, анализировать, обобщать. Например, можно объединиться в одну группу: у кого есть сестра (брат), по времени года, на которое приходится день рождения, по количеству членов семьи, по названию улиц, где живут дети, по количеству слогов в имени, по наличию домашних питомцев, по цвету волос, глаз и др.
Довольно легко дети научились делиться на пары, но трудности начались, когда, им было предложено сообща выполнить задание. Некоторые дети не имели навыка общения друг с другом и умения работать согласованно, у них совершенно отсутствовал навык «сговора».

 

Начиная работать в социоигровом стиле, надо помнить, что одним из главных компонентов непосредственно образовательной деятельности – является движение. Если же оно отсутствовало, и дети постоянно работали за столами или на стульчиках, то социоигрового стиля, конечно же, не было.

Второй не менее важный компонент – это вариативность. На социоигровом занятии просто обязательно должны быть не менее 2-3 смен в ролях, и в различных видах деятельности и в смене мизансцен.

Ну и, наконец, третий компонент – работа с детей в микро группах. По ходу НОД дети объединяются в малые группы, вступают в общение.

Полученный опыт игрового взаимодействия использовала и в продуктивной деятельности. В совместной, самостоятельной и непосредственно образовательной деятельности по лепке, рисовании и аппликации часто предлагала детям коллективные задания: «Построй свою улицу», «Любимые сказки», «Город будущего», «Симметричные рисунки». Где дети совместно обсуждали сюжет своего творения, составляли план работы, выбирали необходимый материал, и представляли сверстникам свое творчество.

3 этап – результативно-обобщающий.

Цель этапа: определить уровень социально-коммуникативного общения старших дошкольников после проведения основного этапа.

На третьем, заключительном этапе (май 2016 года), провели мониторинг с целью определения уровня сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников после проведения основного этапа, а также провели обработку и анализ полученных данных.

В мае 2016 года была проведена итоговая диагностика для выявления уровня социально-коммуникативного развития.

Мониторинг позволяет говорить об эффективности разработанного перспективного плана.

Используя социоигровую технологию в коллективной деятельности, они усвоили моральные нормы и ценности, принятых в обществе; освоили основные правила общения со сверстниками и старшими членами общества; способны самостоятельно принимать решения; освоили основные эмоциональные составляющие общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие. Сформированность позитивных установок по отношению к труду и творчеству; основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, все это способствует воспитанию личности дошкольников.

Подводя итог, можно отметить, что используя системный, спланированный подход в данном направлении, созданная развивающая среда, ведет к положительной динамике развития детей, разработанная система работы доказала свою эффективность.

Категория: Консультации для педагогов | Добавил: admin
Просмотров: 1761 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]