Размер шрифта: A AA ИзображенияВыключитьВключить Цвет сайтаЦ Ц Ц Х

Муниципальное бюджетное дошкольное  
образовательное учреждение детский сад № 21 г. Амурска 
Амурского муниципального района Хабаровского края 

Среда, 04.12.2024, 00:54 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Главная » 2015 » Апрель » 16 » "Формирование предпосылок УУД в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста", Болдина Е.А. зам.зав.по ВОП
08:51
"Формирование предпосылок УУД в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста", Болдина Е.А. зам.зав.по ВОП

   В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

    Термин «универсальные учебные действия» (УУД) в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём присвоения нового социального опыта.

    В другом, более узком значении, этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    К основным видам универсальных учебных действий, можно отнести: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

    Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию воспитанников и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

  Регулятивные универсальные учебные действия позволяют дошкольникам организовать свою учебную деятельность.

   Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные и логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

   Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослым.

 

     Формирование предпосылок универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития воспитанников, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе реализации работы по 5 образовательным областям, организации форм сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности детей.

    На ступени дошкольного образования имеет особое значение обеспечение при организации образовательного процесса сбалансированного развития у дошкольников логического, наглядно-образного, знаково-символического мышления. Существенную роль в этом играют такие виды деятельности, как чтение художественной литературы, продуктивная, творческая, музыкально-художественная и др.

    Каждая образовательная область в зависимости от содержания и способов организации образовательной деятельности воспитанников раскрывает определённые возможности для формирования предпосылок универсальных учебных действий.

 

     В частности, чтение художественной литературы обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.

  Литературное чтение - осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. На ступени старшего дошкольного возраста важным средством организации понимания авторской позиции, является отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности.

     Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте обеспечивает формирование следующих предпосылок универсальных учебных действий:

  • смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию воспитанника в системе личностных смыслов;
  • самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
  • основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
  • нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
  • умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
  • умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;
  • умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
  • умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

   Музыкальное воспитание обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации старших дошкольников, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.

    Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

    В области развития познавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

     «Изобразительное искусство». Развивающий потенциал этого направления связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий.

    Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования предпосылок учебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности старших дошкольников явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений.

    При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям – целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

     В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов обеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся.

   «Конструирование». Специфика этого направления и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:

  • ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы предпосылок универсальных учебных действий;
  • значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий;
  • в ходе решения задач на конструирование дети старшего дошкольного возраста учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров;
  • специальной организацией процесса - умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;
  • широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации целей.

 Изучение технологии обеспечивает реализацию следующих целей:

  • формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  • развитие планирующей и регулирующей функции речи;
  • развитие коммуникативной компетентности дошкольников на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
  • развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности.

 

Реализация художественно-эстетической области в полной мере обеспечивает взаимосвязь универсальных учебных действий, формируемых на ступени дошкольного образования. Это позволяет решить проблему эффективности образования. 

Категория: Художественно-эстетическое направление | Просмотров: 1359 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]