08:51 "Формирование предпосылок УУД в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста", Болдина Е.А. зам.зав.по ВОП |
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Термин «универсальные учебные действия» (УУД) в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём присвоения нового социального опыта. В другом, более узком значении, этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. К основным видам универсальных учебных действий, можно отнести: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию воспитанников и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные универсальные учебные действия позволяют дошкольникам организовать свою учебную деятельность. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные и логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослым.
Формирование предпосылок универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития воспитанников, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе реализации работы по 5 образовательным областям, организации форм сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности детей. На ступени дошкольного образования имеет особое значение обеспечение при организации образовательного процесса сбалансированного развития у дошкольников логического, наглядно-образного, знаково-символического мышления. Существенную роль в этом играют такие виды деятельности, как чтение художественной литературы, продуктивная, творческая, музыкально-художественная и др. Каждая образовательная область в зависимости от содержания и способов организации образовательной деятельности воспитанников раскрывает определённые возможности для формирования предпосылок универсальных учебных действий.
В частности, чтение художественной литературы обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Литературное чтение - осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. На ступени старшего дошкольного возраста важным средством организации понимания авторской позиции, является отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности. Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте обеспечивает формирование следующих предпосылок универсальных учебных действий:
Музыкальное воспитание обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации старших дошкольников, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе. Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. В области развития познавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования. «Изобразительное искусство». Развивающий потенциал этого направления связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования предпосылок учебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности старших дошкольников явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям – целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу. В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов обеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся. «Конструирование». Специфика этого направления и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:
Изучение технологии обеспечивает реализацию следующих целей:
Реализация художественно-эстетической области в полной мере обеспечивает взаимосвязь универсальных учебных действий, формируемых на ступени дошкольного образования. Это позволяет решить проблему эффективности образования. |
|
Всего комментариев: 0 | |