Размер шрифта: A AA ИзображенияВыключитьВключить Цвет сайтаЦ Ц Ц Х

Муниципальное бюджетное дошкольное  
образовательное учреждение детский сад № 21 г. Амурска 
Амурского муниципального района Хабаровского края 

Четверг, 26.12.2024, 21:55 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Главная » Файлы » Консультации для педагогов

Экспресс-тест уровня сформированности речи дошкольника
15.05.2012, 04:22
Для тестирования лучше использовать время, когда и Вы и Ваш ребенок в хорошем настроении, ребенок не перевозбужден, не утомлен и не голоден. У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если занятия будут проводиться в виде игры. Не делайте ребенку замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками. И, конечно, это возможность «по-новому» услышать речь Вашего ребенка. Речевой материал рассчитан на определение уровня сформированности речи у детей старше 4,5 лет.
 
Обследование связной речи
Задание 1 Составление рассказа по сюжетной картинке.
 Вам понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке.
   Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать малышу наводящие вопросы. Пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Хорошо, если Вы запишете рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать и у Вас появится материал для размышлений.
   Попросите ребенка описать какое-либо изображенное на картинке лицо – человека или животное. Как вариант, Вы можете попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок.  
   Параметры оценки: Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали. В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас). Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей). Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов. Все звуки и слова ребенок произносил правильно. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная.
   Такой рассказ составит ребенок, речевое развитие которого соответствует возрастной норме. Если Вам что-то не понравилось в рассказе ребенка, то, наверное, своими сомнениями было бы хорошо поделиться с логопедом.
 
Задание 2 Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Забавные истории» В. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. Чижикова, или другие истории в картинках, которые есть у Вас дома.
                                       
   Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает, Вам станет понятно – смог ли он обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках.
   Но не спешите поправлять малыша, если, по - Вашему мнению, он разложил картинки «не так». Выслушайте сначала его рассказ, может быть, его логика покажется Вам вполне убедительной.
   Вас должно насторожить, если ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками; ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял «главных» событий, или в рассказе было много повторов; ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения; значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера; речь ребенка была ускоренной, Вы услышали в речи запинки.
 
Обследование грамматического строя речи
 Задание 1 Согласование имени прилагательного или местоимения с именем существительным в роде, числе.
Поиграйте с ребенком в игру «Жадина».
Вариантов очень много. Например, «жадный дракончик» не любит ни с кем делиться. Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Попросите ребенка побыть им.
   Вас должно насторожить, если ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок. Трудности могут возникнуть при согласовании с именами существительными среднего рода или множественного числа. В этих случаях потренируйтесь составлять словосочетания с этими словами. Если Ваши успехи не значительны и ребенок по-прежнему ошибается, лучше обратиться за консультацией к логопеду.
 
Задание 2 Употребление предлогов.
Вам понадобится любая небольшая игрушка или мяч. Поиграйте с ребенком, Вам нужно проверить – насколько он понимает значения пространственных и временных предлогов и правильно ли употребляет их в собственной речи.
   Сначала игрушку будет прятать Ваш малыш. Попросите его спрятать «мишку» в коробку, положить на стол, под стол, между стульями и т.п.
   Вы усложните задание, если попросите малыша - «перед тем как положить мишку перед коробкой, прыгнуть на правой ножке два раза». Придумайте и другие сложные инструкции. В школе Ваш ребенок будет часто с ними сталкиваться – «Возьми карандаш после того, как откроешь тетрадь».
   Очень хорошо, если Вы убедились – Ваш ребенок Вас понимает, он легко удерживает в памяти инструкцию из трех элементов, уверенно выполняет ее. Во второй части задания игрушку прячете Вы. Ребенок говорит – где она. Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги и правильно употреблял падежные окончания существительных. Самые сложные, в речи появляющиеся позже остальных (к 5,5 – 6 годам), предлоги «из-за», «из-под», «между», «через».
 
Задание 3 Словообразование и словоизменение.
   В этой игре слова изменяются по образцу. Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова. Каждый раз, переходя к другой модели, внимание ребенка необходимо активизировать.
Книга - книги
Чашка – ...
Нож-...
Стул –...
Яблоко -...
Шкаф-шкафчик
Цветок- ...
Помидор-...
Стул-...
Яблоко - яблочный
Виноград- ...
Апельсин-...
Бумага -...
Лев-львица-львенок
Лиса- ...
Медведь- ...
Коза -...
Заяц - ...
   Можете проверить – как ребенок справляется с трудными случаями.
Мех – шапка из меха какая? – меховая.
Слива – сок из сливы какой?
- Груша – сок из груши какой?
- Если ребенок в каждой серии делает ошибки, то ему нужна консультация логопеда.
 
Обследование слоговой структуры слова
   Слог – минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов со стечениями согласных звуков.
   Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков.
   Вот примерный перечень «трудных» для ребенка слов. Хорошо, если к каким-то из них Вы сможете подобрать картинки, но можно обойтись и без них. С некоторыми словами придумайте предложения.
Медведь, дверь, дерево, трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, аквариум, холодильник, фотография.
   Какие могут быть трудности:
-ребенок произносит только отдельные слоги;
-ребенок меняет слоги местами;
-ребенок один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги;
-ребенок сокращает слово, пропускает некоторые слоги или не договаривает слово до конца;
-ребенок пропускает согласные там, где они стоят рядом;
-ребенок произносит слово всякий раз по-разному.
 
Обследование звукопроизношения
   Этот раздел, при всей его кажущейся простоте и доступности, пожалуй, один из самых сложных. Связано это прежде всего с тем (и это отмечают многие логопеды), что многие родители привыкают к звучанию речи ребенка и просто не слышат дефектное произнесение каких-то звуков. Поэтому, если у Вас есть даже небольшие сомнения – правильно ли «звучит» речь малыша, лучше посоветоваться со специалистом.
   Напомним, что формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен все звуки родного языка произносить правильно, т.е. правильно использовать их в собственной речи и не смешивать между собой. Это значит, что если Вашему малышу еще нет пяти, он вполне на законных основаниях может не произносить звук «р», заменяя его другим звуком или совсем пропуская его. Но если ему уже больше пяти лет, а звук так и не появился, пора идти к логопеду. Специалист решит, что делать именно в Вашем случае.
   Однако, если у ребенка независимо от возраста, отмечаются искажения какого-то звука – он есть, но звучит «неправильно» или заменяется другим «неправильным» звуком, Вашему ребенку срочно требуются логопедические занятия.
   Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звук должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом попросите ребенка придумать короткую фразу с этим словом. Если ему трудно – помогите, придумайте фразу вместе. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто попросите ребенка повторить слова с разными звуками. Примерный список слов:
С, З, Ц
«с» - санки, оса, нос «сь»- семь, апельсин, гусь «з» - замок, коза «зь»- зима, магазин «ц» - цапля, овца, палец.

Ш, Ж, Ч, Щ
«ш»- шапка, машина, мышь «ж»- жук, лыжи «ч» - чайник, качели, мяч «щ»- щука, овощи, плащ.

Л, Р
«л» - лампа, балалайка, дятел «ль»- лимон, пальма, фасоль «р» - ракета, картошка, комар «рь»- репка, карета, дверь.
 
 
   Итак, Вы самостоятельно провели экспресс-тест уровня сформированности речи Вашего ребенка. Если выполнение предложенных заданий вызвало у малыша трудности – обратитесь к логопеду!
В консультации использованы картинки из пособий Н. Э. Теремковой «Логопедический домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», Москва, 2010.
 
Подготовила: учитель-логопед МБДОУ №21
Головина А.Е.
Категория: Консультации для педагогов | Добавил: admin
Просмотров: 1883 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 sityAvats  
Очень понравился портал где уведела http://letitlinks.net/films/70969-bez-kompromissov-blitz-2011-hdrip-licenziya.html - фильмы онлайн бесплатно без компромиссов

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]