Размер шрифта: A AA ИзображенияВыключитьВключить Цвет сайтаЦ Ц Ц Х

Муниципальное бюджетное дошкольное  
образовательное учреждение детский сад № 21 г. Амурска 
Амурского муниципального района Хабаровского края 

Суббота, 07.12.2024, 11:08 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Главная » Файлы » Консультации для педагогов

Методическая разработка "Активизация двигат. навыков дошкольников через игровые тренинги с использованием фитболов" подготовила А.И.Липина
01.12.2014, 08:52

Методическая разработка

«Активизация двигательных навыков дошкольников через игровые тренинги с использованием фитболов»

Подготовила:

 воспитатель 1 квалификационной категории

Липина А. Н. МБДОУ № 21 г. Амурска

 

Пояснительная записка.

   Воспитание здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, инициативного ребёнка, способного к обучению в школе и активной творческой жизни является одной из важнейших задач воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

   Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и важна. Исследования свидетельствуют о таких фактах: как рождение детей с различными патологиями, перерастание их в хронические; двигательном дефиците, когда количество движений проводимых детьми в течение дня ниже возрастной формы.

  Результаты психолого-педагогической диагностики показали, что дети сопровождаемой группы отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью; недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Все это предопределило недостаточный уровень качества усвоения программного материала.

   Вышесказанное убеждает в том, что для большинства воспитанников группы оказываются невыполняемыми требования, предусмотренные типовой программой воспитания, а в частности программы «Детство». Необходимо было найти такие методы и приемы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех факторов.

   Именно этим требованиям отвечает программа А.А.Потапчук, Т.С.Овчинниковой «Игровая фитбол-гимнастика в дошкольном учреждении»,  соответствующая тенденциям развития образования, являющаяся элементом креативной педагогики. Использование методики работы с фитболами через двигательные игро-тренинги показало высокую эффективность, и выступило как оздоровительный фактор при правильном индивидуально – дифференцированном подходе, являющимся важным  оптимизирующим фактором, обеспечившим огромное эмоциональное влияние на организм..

   Использование игровых тренингов с фитбол мячами в совместной деятельности, а в частности  в кружковой работе, помогло учесть весь комплекс физических проблем двигательной сферы дошкольников.

   Правильный подход к систематической деятельности  по фитбол гимнастике с использованием игровых тренингов формирует у детей с первых попыток выполнения даже элементарных упражнений. Организм детей очень быстро отзывается на игровые  физические упражнения на мячах, результат заметен сразу: дети перестают бояться изменений положений своего тела, улучшается эмоциональный заряд; происходит реализация индивидуального подхода, через который вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в первую очередь на развитие двигательных способностей детей, привитие любви к здоровому образу жизни.

   Игры на фитбольных мячах  позволяют тренировать даже те специфические группы мышц, которые не затрагиваются при выполнении других видов деятельности, способствуют активной двигательной активности, направленной на сохранение и улучшение здоровья, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

   Игровая деятельность, как форма и метод обучения детей фитбол-гимнастикой является наиболее продуктивной, так как придает эмоциональную окраску, позволяет лучше освоить физические движения, почувствовать уверенность в своих силах. Увлекательность их в том, что они построены на сюжетно- игровых ситуациях, на основе опыта детей, их представлениях и знаниях  об окружающем мире.

   В результате работы с фитболами через двигательные тренинги у дошкольников:

  1. появится стремление удовлетворять свою биологическую потребность в физических упражнениях;
  2. повысится качество двигательных умений за счет непринужденности в выполнении самых разнообразных по сложности движений;
  3. улучшится способность воспитанников к анализу, самоконтролю;
  4. активно раскроется двигательное творчество;
  5. сформируются нравственные качества.

    Индивидуализация задач, содержания и приемов работы обеспечили оптимальные условия для действенного развертывания игровых двигательных тренингов с фитбол мячами в профилактической, оздоровляющей направленности в отношении воспитанников.

    Промежуточная диагностика показала положительную динамику,  эффективность оздоровительного курса фитбол гимнастики с использованием игровых тренингов.

  • Статистическая координация увеличилась на 40%.
  • Способность согласовывать отдельно взятые изолированные движения в единый целый комплекс, а так же способность вести выразительные пластичные движения на 30%.
  • Зрительно моторная координация и точность выполнения движений, умение согласовывать двигательный акт с внешним пространством 25%.
  • Дифференцация действий и способность манипулирования предметами 40%.
  • Освоение основных движений: бега, прыжков, метания, ползанья, лазанья, возросли на 60%.
  • Результаты по гибкости, равновесию, выносливости составили 60%, дети имеют показатели освоения программы выше среднего 40%, низкого  уровня  нет.

   Таким образом результаты диагностических данных позволяют сделать вывод о качестве и результативности  работы на фитбол мячах с использованием игровых тренингов, внедрения новых подходов  в воспитательно-образовательный   процесса физического воспитания.

Общеразвивающие упражнения с фитбол мячами могут быть использованы педагогами как физкультминутки по математике,  развитию речи, как самостоятельные  занятия по физическому и музыкальному воспитанию, могут быть основой коррекционных игр для детей с проблемами в развитии.

 

Содержательная часть разработки.

Цель: активизация двигательных качеств дошкольников через игровые тренинги с использованием фитбол  мячей.

        Задачи:

1. Формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

2. Развитие двигательного творчества дошкольников и использование его в самостоятельной деятельности.

3. Воспитание потребности, отражающей положительное отношение и интерес к богатству физической культуры.

 

Содержание игрового двигательного  тренинга.

    Двигательный игровой тренинг, как форма и метод обучения дошкольников является наиболее эффективным в современной методике физического воспитания. Игровой метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребёнка, а целесообразная варьирование различных его форм дает возможность успешного и полного решения задач физического воспитания.

   Игровой тренинг, используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений, для развития  двигательных качеств, потому что в двигательном тренинге присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости силы, быстроты, выносливости.

   Тренинги  помогают ребенку преодолеть робость, застенчивость, часто бывает трудно заставить ребенка выполнить какое либо движение на глазах у всех, в игре же он подражает действиям, естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

   Игровым двигательным тренингом с фитболами можно заниматься индивидуально  или группой. Время проведения игрового двигательного тренинга на фитболах  составляет:

- с детьми 3-4 лет (15- 20 мин);

- с детьми 4-5 лет (20- 25 мин);

- с детьми 5-6 лет (25-30 мин);

- с детьми 6 -7 лет (30 -35 мин).

    Занятие проводиться в чистом, проветренном помещение на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).Положительный, эмоциональный фон, улыбка, радость делают игровые двигательные тренинги на фитболах более эффективными.

  Двигательные тренинги с использованием фитбольных мячей позволяют индивидуализировать физкультурно-оздоровительный процесс, осуществлять профилактику: укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет и главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый  в обычных условиях, навык правильной осанки.

 

   Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, корригирующих и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.

    Форма мяча – шар, позволяет наиболее полно ребенку соприкасаться с поверхностью, тем самым, получая оптимальную информацию для всех анализаторах  организма.

     Различные цвета фитболов по разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.

  •  Красный, оранжевый цвет  - повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Эти цвета обычно выбирают дети с холерическими чертами.
  •  Синий, фиолетовый цвет- оказывает успокаивающий эффект. Его обычно выбирают дети с флегматическими чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные.
  •  Желтый, зеленый цвет способствует проявлению выносливости.

С помощью цветов педагог регулирует психоэмоциональное состояние дошкольников.

    В содержании игровых тренингов включаются:

- игровые упражнения с фитболами;

- подвижные игры разной структуры (сюжетные, бессюжетные);

- фитбол-сказки;

- дыхательная и звуковая гимнастика;

- музыкально-ритмические комплексы.

   Для организации занятий на фитболах необходимо соблюдать условия – «золотые правила»:

1. Подбирать мяч каждому ребенку надо по росту, так что при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью и стопой, был прямой угол. Правильная осанка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи (для этого руки поддерживают мяч сзади ягодиц), ровное положение позвоночника, подтянутый живот. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.

2. Перед занятием с мячом следует убедиться, что рядом отсутствуют какие – либо острые предметы, которые могут повредить мяч.

3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую  движениям, и не скользкую обувь.

4. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно  переходя к более сложным.

5. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шей и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси могут повредить меж позвонковые диск, играющие роль буферов.

6. При выполнении упражнений лежа на мяче соблюдать правильное дыхание.

7. Выполняя на мяче упражнения, лежа на животе и лежа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускается запрокидывание головы вперед – назад, что связано с частой у детей проблемой нестабильностью шейного отдела позвоночника. По этой же причине нельзя «увлекаться» прыжками на мячах.

8. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.

9. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке на занятиях с мячами.

10. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. В связи с этим одним из эффективных средств является музыкальное сопровождение.

11. Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение и выполняют другие речевые задания.

12. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.

 

Возрастные этапы работы с фитбол мячами.

   Работа с двигательными  игровыми тренингами строится в несколько этапов, с учетом особенностей детей и способствующих их базовым двигательным навыкам.

I возрастной этап – с 3 до 4 лет.

    Для данного этапа характерно отсутствие  строгой структуры проводимого занятия. Наиболее удачная форма проведения  - это стихотворения, сказки. Упражнения выполняются с детьми по ходу рассказывания сказки воспитателем. Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладают упражнения на развитие мелкой моторики (хватания, бросания, поглаживания, различные виды ритмичных хлопков), звукоподражание, а так же различные игры с развернутым речевым содержанием.

    Предметом особого внимания служит работа над осанкой, так как тяжелая походка (на всю стопу) боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают проблемой в этом возрасте.

    Дети не умеют рационально использовать пространство зала, поэтому необходимо включать в занятия и упражнения на перестроение, ориентировку в пространстве, на концентрацию  и переключаемость внимания, как слухового, так и зрительного. Необходимо помнить, что внимание детей данного возраста крайне неустойчивое, повышена эмоциональная возбудимость, почти нет волевых усилий при выполнении упражнений. Поэтому все задания целесообразнее выполнять по подражанию, а не словесной инструкцией. Дети еще не умеют анализировать и прогнозировать свои действия, выполняют упражнения некачественно, в разнобой, при этом очень не любят повторять задания.

   Дети получают удовлетворение не оттого, что научились выполнять то или иное движение, а от перевоплощения в игровой образ и от самого процесса игры.

Сюжетные подвижные игры наиболее близко подходят для младшего дошкольного возраста, так как их двигательные возможности достаточно ограничены: затрудняются в преодолении препятствий, их выразительные движения еще далеко не совершенны. В этом возрасте сюжеты игр достаточно однотипны. Поэтому так велика потребность в разнообразии игровых сюжетов, так как все они в основном направлены на совершенствование основных движений, как ходьба, бег, прыжки.

    На конец первого возрастного этапа в сюжетные игры вводятся более сложные движения, обязательным условием которых является наличие развернутого текста. Сюжетные игры с развернутым речевым содержанием является прекрасным и очень эффективным психо-коррекционным средством воздействия.  Именно в такого рода играх нам удалось «разговорить» и активизировать застенчивых  и робких детей, научить выжидать, терпеть и подчиняться правилам агрессивных и расторможенных.

   С  детьми младшего дошкольного возраста целесообразно использовать упражнения на мячах в качестве фрагмента занятия. В основной части – в комплексе общеразвивающих упражнений и заключительной – подвижные игры с мячом.

    В целом использование мячей не должно превышать 40% общей длительности занятия, так как важно дать возможность детям не только упражняться на мячах, но и ходить, бегать, лазать, танцевать.

 

II возрастной этап – с 4 до 5 лет.

   Если в младшей группе основное внимание уделялось работе над тонусом, статической координацией и сохранение заданной позы, то на данном этапе  главная задача – обучение технически правильному выполнению общеразвивающих движений и развитию двигательной координации.

   Движение детей 5 года жизни более координированы и точны. Дети уже выполняют равномерные и ритмичные движения и регулируют произвольно напряжение и расслабление, охотно и многократно повторяя упражнение. Дошкольники  могут следить за осанкой, осваивают разнообразные виды ходьбы, шаг их становиться более равномерный, но руки еще не достаточны энергичны, и выполнения ходьбы и бега с другими движениями вызывают множество трудностей.

   На втором этапе дыхательным упражнениям уделяется особое внимание. При выполнении упражнений с фитболами организму требуется больше кислорода, а это возможно обеспечить путем увеличения числа дыхательных циклов в минуту и возрастанием глубины дыхания.

  Особенно важно сделать акцент на диафрагмальном дыхании, так как они физиологически целесообразны. Дыхательные упражнения необходимо проводить без музыки одновременно с освоением детьми исходным положением на мяче.

   Дыхательная гимнастика должна выполняться в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта. Обучение детей навыкам правильного дыхания проводим под контролем педагога и на его примере. Для этого предлагаем дыхательные упражнения в образном оформлении, чтобы детям  были более понятны их действия при вдохе и выдохе. Для углубленного вдоха детям предлагается конкретное и понятное задание «Понюхать цветок».

   Затем, после того как освоены все исходные положения и ребенок может осуществлять контроль своего дыхания, полезно перейти к более сложному виду упражнений – звуковой гимнастике.

   Особенно эффективно сочетать звукоречевую гимнастику с одновременными упражнениями на фитболах,  используя их вибрационные свойства расслабления, а так же возможно использование музыки и пения.

 

III возрастной  этап – с 5 до 6 лет.

    Дети шестого года жизни имеют еще более координированные движения, которые подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться собственному волевому приказу. Они уже интересуются, почему надо выполнять так, а не иначе, понимают пользу упражнений пользу упражнений, связь между способом выполнения и конечным результатом. Дети становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды, данные педагогом, организовано и дисциплинированно.

    В возрасте с 5 до 6 лет игровой двигательный тренинг имеет четкую структуру и напоминает сюжетно-игровые  занятия по физическому воспитанию с 3 –х частной формой, где есть:

  1. Вводная часть, в задачах которой входит развитие всех видов внимания, восприятие памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений. Серия игровых упражнений предназначена для разминочной части занятия («Запрещенное движение», «Запомни движение», «Бедная свинка» и др.).
  2. Основная часть – освоение игровых общеразвивающих упражнений  на мячах.
  3. Заключительная часть – подвижная игра и релаксация.

 

   Дети старших групп охотно играют в различные бессюжетные игры с фитболами с соревновательными элементами («Успей передать», «Найди себе пару», «Ловкая пара» и др.).

   С детьми 6 лет воспитатель может оценивать выполнения упражнений каждым ребенком, используя соответствие или не соответствие с образом, корректировать неправильное выполнение «Почему у твоей щуки два хвоста, сделай один» (для выполняющего ребенка движения «щука»).

Игры–забавы выполняются вне обычных условия («Ловкачи», «Футбол моржей», «Эквилибристы» и др.).

В процессе планирования работы игровых двигательных тренингов с детьми 6 лет необходимо реально оценивать базовые двигательные навыки, не уместно ставить «сверхзадачи» перед детьми, пытаясь «натренировать» на движения.

 

IV возрастной этап – с 6 до 7 лет.

   На 7 году жизни происходит переход от игровой деятельности к учебной. Ребенок подолгу сидит на занятиях, получая повышенную нагрузку на позвоночник. Эту неизбежную нагрузку  необходимо уменьшать  упражнениями на фитоболах. У детей седьмого года жизни крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает мышечная сила. При  этом крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети более способны к сильным размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, дифференцированными, требующими большой точности.

    В этом возрасте больше внимания уделяется игровым упражнениям разминочной части, которая включает задания на развитие внимания, восприятия, самоконтроля и саморегуляции. После сильного возбуждения с эмоциональной основной частью, с ее повышенной двигательной активностью, в этом возрасте особенно необходима заключительная релаксационная часть. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психо-эмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения. Несмотря на то, что игровая деятельность переходит в учебную, игра для детей этого возраста продолжает занимать очень важное место. Идет отработка качества игр. Предпочтение отдается коммуникативным, командным играм с элементами спорта, играм-забавам. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.

   Особую значимость в формировании двигательных качеств играет двигательное  творчество дошкольников. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения с мячами. Это, естественно, исключает привычку механического повторения упражнений, активизурует творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений с фитболами в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое педагогом, становится самостоятельной деятельностью детей.

   Для реализации оздоровительных задач целесообразнее использование ритмической мозаики, то есть упражнений с высокой двигательной активностью, цель которых – многократное повторение элементов, что позволяет выработать тот или иной навык.

   Ритмика на мячах имеет те же закономерности и методику проведения, которые характерны для обычной гимнастики. Основной структурной единицей фитбол-ритмики является композиция, то есть слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения, которые объединяются в комплекс. Каждый комплекс,  в свою очередь, состоит из четырех частей, представленных разными по направленности воздействия движениями. в подготовительной части широко используется различные виды ходьбы, упражнения на перестроения и ориентировку в пространстве. Для основной части характерны упражнения для мышц плечевого пояса и шеи, наклоны, повороты, упражнения для туловища и специальные упражнения для ног. Максимальная нагрузка приходится на «прыжковую» часть, в которой используются беговые, маховые упражнения и различные по сложности координации варианты движений. Заключительная часть составлена из упражнений на восстановление дыхания.

   Исключительно важное значение при составлении комплексов имеет подбор музыки. Произведения должны быть простыми по мелодии и ритму, а музыкальные фразы – четко дифференцированными, с хорошо различимыми темпом и ритмом. Это позволяет ребенку быстро запомнить композиции, точно организовать свои движения и контролировать их выполнение.

   Необходимо помнить, что все движения должны исполнятся в левую и правую стороны, равномерная нагрузка способствует развитию симметрии и гармонии движений.

   Поскольку дети с проблемами в  развитии в силу своих психо-физиологических особенностей не справляются с сериями ритмических упражнений в аудиозаписи, полезно разучивать комплексы в сопровождении живого звука. Только после свободного овладения  движениями  можно приступать к исполнению под магнитофонную запись.

   Все комплексы имеют единую структуру:

  • Первая композицию – упражнения на основные движения и плечевой пояс.
  • Вторая – упражнения на пластику и гибкость.
  • Третья – общеразвивающие упражнения для всех групп мышц.
  • Четвертая – партнерские упражнения.
  • Пятая – активная, прыжковая композиция.
  • Шестая – заключительная, импровизационная.

    Необходимо помнить, что на занятиях фитбол-гимнастики должен осуществляться строгий контроль за самочувствием детей с учетом разработанных  критериев.

 

   Таким образом, в процессе использования двигательных игровых тренингов с фитболами, у детей сформировалось сознательное и положительное отношение к физической стороне своей жизни, улучшилась двигательная активность, которая благоприятно повлияла на настроение детей, повысила умственную и физическую работоспособность, целенаправленность и организованность воспитанников.

   Сформированные двигательные навыки у детей дошкольного возраста составят фундамент для дальнейшего совершенствования в школе и позволят в дальнейшем достигнуть высоких результатов в спорте.

    Обоснованный выбор методов активизации физических качеств явился важной стороной повышения эффективности физического воспитания.

 

Литература.

  1. Иова Е.П. Утренняя гимнастика под музыку. М., 1984.
  2. Кинерман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания в детском саду. М., 1980.
  3. Коваленко В.С., Похис К.А., Сергеева К.М., Попова Т.Л. Методические подходы к созданию экологической оздоровительной программы для детей.СПб., 1997.
  4. Крылова И.И., Алексеева И.В. Театрализованная ритмопластика. СПб., 1993.
  5. Назарова А.Г. Игровой стретчинг. СПб., 1995.
  6. Ноткина Н.А. Влияние физических упражнений на формирование двигательных способностей дошкольников.Л., 1980.
  7. Ноткина Н.А. Особенности развития моторики у детей дошкольного возраста//Дошкольное воспитание. 1989.№ 10.С.35
  8. Озерецкий Н.И. Метод массовой оценки моторики у детей. М.: Гос.Мед.Изд., 1930. 112с.
  9. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения и подвижные игры  для дошкольников.М., 1971.
  10. Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте. СПб., 1999.
  11. Программа обучения и воспитания детей «Детство»/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина. СПб., 1995.
  12. Развитие движений ребенка-дошкольника /Под ред.М.И.Фонарева. М., 1975.
  13. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. СПб.: «Речь»,2001.                                                                  
Категория: Консультации для педагогов | Добавил: admin
Просмотров: 1997 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]