Размер шрифта: A AA ИзображенияВыключитьВключить Цвет сайтаЦ Ц Ц Х

Муниципальное бюджетное дошкольное  
образовательное учреждение детский сад № 21 г. Амурска 
Амурского муниципального района Хабаровского края 

Четверг, 28.03.2024, 14:50 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Главная » 2018 » Декабрь » 6 » «Развитие познавательно-мыслительной деятельности через игры – лабиринты» Автор: Мочалина Ольга Валерьевна, воспитатель 1 квалиф. категории
08:43
«Развитие познавательно-мыслительной деятельности через игры – лабиринты» Автор: Мочалина Ольга Валерьевна, воспитатель 1 квалиф. категории

     Лабиринты издавна привлекают людей. Не случайно их можно найти в научных музеях, в парках, городках аттракционов. Даже малыши любят искать дорожки в книжных лабиринтах. Выполняя задания или придумывая лабиринты самостоятельно, дошкольники задают вопросы об окружающем мире. Лабиринт – это не просто увлекательная игра, это прекрасный развивающий материал. В настоящее время существует большое разнообразие игр: нарисованные, водные, каменные, песочные и т.д.

   Игры-лабиринты способствуют развитию познавательной сферы ребенка, учат гибко и оригинально мыслить, видеть предмет под новым «углом зрения», развивают зрительно-моторную координацию, глазомер, периферическое зрение. С их помощью можно формировать графомоторные навыки, учить ориентироваться в пространстве. Кроме того, у детей вырабатываются усидчивость, упорство в достижении цели, желание и потребность узнавать новое об окружающем мире. Все эти качества необходимы для подготовки к школе. Такие игры я использую в работе с дошкольниками.

    Лабиринты для малышей. Для детей младшего дошкольного возраста важно, чтобы педагог эмоционально и интересно рассказывал о сюжете игры. Такой подход способствует появлению у малышей интереса к выполнению задания. Кроме того, использование лабиринта предполагает последовательность определенных шагов. При первом знакомстве с лабиринтом по ознакомлению с окружающим миром (с природой) взрослый показывает, как можно пройти лабиринт, или проходит его вместе с ребенком. Далее ребенок ищет «дорогу» самостоятельно, показывая «путь» указкой или рисуя «дорожку» карандашом.

    Более сложный вариант предполагает использование макетов лабиринтов, в которой при постоянной основе педагог меняет сказочных героев и задания по экологическому образованию (познавательному). Для детей этого возраста очень важно, чтобы границы лабиринта были четкими, изображения персонажей – яркими, красочными, вызывающие положительные эмоции. Строение лабиринтов простое, с небольшим количеством тупиков.

      Лабиринты для старших дошкольников. Старшим дошкольникам предлагается справиться с более сложными лабиринтами. Дети этого возраста проявляют большой интерес к заданиям и с радостью их выполняют. В процессе игр закрепляются знания о природных явлениях и объектах. Так например, по теме «Волшебница вода» был разработан лабиринт «Путешествие капельки», помогающие усвоить тему «Круговорот воды в природе». Наборы игр пополняются лабиринтами с условно очерченными границами и множеством тупиков. Большой интерес у детей вызывают лабиринты, расположенные внутри различных форм, например, когда внутри нарисованного яблока червячок ищет дорожку, а червячок «проходит» по лабиринту. Рекомендуется обозначить «дорожку» фломастером, используя «Игровизор» В.В. Воскобовича. Если дорожка неровная, можно выбрать фломастер другого цвета и «отремонтировать» ее – пройти еще раз.

       Проблемная ситуации: поддержка взрослого. В ФГОС дошкольного образования большое внимание уделяется детской инициативы и самостоятельности. В нашем случае такая поддержка проявляется в том, что дошкольники не только проходят готовые лабиринты по ознакомлению с природой, но и сами их придумывают. Например, создавая лабиринт, посвященный подводному миру, ребенок выбирает, как он будет его оформлять: нарисует на бумаге, сделает из песка, манки или камней. Далее он решает, какой вариант больше всего подходит для решения задачи, и присутствует к реализации своей идеи. В этот момент очень важна эмоциональная поддержка взрослого, который задает вопросы, обсуждает предложения ребенка. Так педагог стимулирует творческую активность дошкольника, при необходимости дает советы.

     Коллективные лабиринты и лабиринты-трансформеры. В нашем детском саду используют «Экологические лабиринты». Кроме того, дети рисуют песочные, манные лабиринты на разносах и сами придумывают к ним задания. Интерактивная песочница представляет прекрасные возможности. Коллективные лабиринты и лабиринты - трансформеры. Интерактивная песочница представляет прекрасные возможности для создания больших коллективных лабиринтов. Поскольку территории детского сада может быть рассмотрена как образовательное пространство, дошкольники продолжают играть в лабиринты и во время прогулок. Лабиринты можно нарисовать на асфальте, слепить из снега, выложить из палочек, веточек. Задания для таких лабиринтов периодически меняются.

   Особое внимание заслуживают лабиринты-трансформеры. В таких играх периодически меняется рисунок, например, появляются новые тупики, проходы. Большое поле деятельности в этом плане предоставляют снежные, песочные и каменные лабиринты, так как они легко поддаются трансформации. Дети принимают в постройке лабиринтов активное участие, знакомятся с особенностями разных природных материалов и их свойствами, что важно для сенсорного развития. Задача педагога – предлагать задания по «прохождению» нового лабиринта или придумывать их вместе с детьми, вспоминая пройденную тему. Очень хорошо, если при этом будут задействованы игрушки животных.

Категория: Интеллектуальное развитие ребенка | Просмотров: 760 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]