Главная » Файлы » Консультации для педагогов |
Роль игры в развитии и воспитании ребенка
28.03.2012, 03:54 | |
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире.
Игра – это искорка, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Значение игры
1. Игра - многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, отдых, соревнование.
2. Игры детей, есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего "я".
3. Игра вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многоплановым явлением. Игра - первая ступень познания ребенка. 4. Игра есть потребность растущего ребенка, его психики, интеллекта. Дети играют, потому что развиваются, развиваются потому что играют.
5. Игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе человечества.
6. Игра-свобода самораскрытия, саморазвития, творчество и т.д.
7. Игра - главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы.
В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Классификация детских игр
П.Ф.Лесгафт, руководствуясь идеей о единстве физического и психического развития ребенка, разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательны) и подвижные (игры с правилами).
Ф.Фребель в основе квалификации заложил принцип дифференцированного подхода к развитию и воспитанию детей. Поэтому все игры он распределяет следующим образом: умственные, сенсорные и моторные.
Ф.Кейра, рассматривая игры с точки зрения их практической пользы, делит их на шесть групп: подвижные, развивающие, эмоциональные, артистические, воспитывающие чувства, развивающие ум и др.
В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах С.А. Шмакова. В своих статьях он условно делит все игры на две группы:
-игры с готовыми правилами;
-«вольные» игры (без установленных правил, которые имеют самостоятельный характер).
Классификация игр Новоселовой С.Л.
Современная классификация детских игр
Онтогенез игровой деятельности
Периодизация детской игры
Требования к организации игры отражены в ряде принципов, которые являются основополагающими:
-игра в ДОУ должна организовываться в двух взаимосвязанных направлениях: как совместная игра взрослого с детьми, в процессе которой формируются игровые умения и создание условий для самостоятельной детской игры;
-при организации игры необходимо учитывать общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности; знать индивидуальные возможности каждого ребенка;
-на каждом возрастном этапе игру следует развертывать таким образом, чтобы дети каждый раз «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения;
-эффективность игровой деятельности будет зависеть от общения взрослого с детьми. Поэтому оно должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества при постоянном поощрении проявлений активности, инициативы и выдумке детей;
-игра взрослого с ребенком должна носить системный, целенаправленный и личностно-ориентированный характер.
Руководство детской игрой
Руководство - должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода, но не прямо, а косвенными способами, с учетом ведущих мотивов и потребностей детского возраста.
Ценность игр в воспитании детей всецело зависит от воспитателя, от того, как он сумеет подобрать эти игры, усложнить игровую задачу, помочь правильно направить игру для достижения программных задач.
Отбирая игры, воспитатель исходит от того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт, соответствует ли задача игры программному содержанию.
Роль взрослого:
В процессе игровой деятельности детей на каждом возрастном этапе роль взрослого меняется. Сначала как носитель игровых умений (2-3 года); затем как партнер в игре (3-4 года).
Далее становится помощником детей в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения (4-5 лет), затем как наблюдатель за детской игровой деятельностью, помогая своим советом (5-7 лет).
Выделяют следующие этапы руководства процессом игры:
1.Доигровой этап.
2.Создание предметно – игровой среды.
3. Формирование оснований для развития детской.
4. Содействие становлению игрового опыта ребенка.
5. Побуждение детей к развертыванию игры.
Использование игры в воспитании требует соблюдение некоторых правил:
-создание условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр;
-своевременное изменение предметно – игровой среды;
-предоставление возможности выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек);
-поощрять детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей, смене и совмещению ролей, изготовлению атрибутов);
-способствовать возникновению эмоционально насыщенной атмосферы в игре; -не регламентировать игру детей, избегать воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов;
-оптимальный отбор игрушек и игрового оборудования по количеству и качеству; -предоставлять возможность самостоятельно менять игровую среду;
-способствовать полоролевой социализации детей в игре, т.е. учитывать гендерные особенности детей;
-соблюдать баланс между игрой и другими видами деятельности;
-обеспечить баланс между разными видами игры. | |
Просмотров: 1772 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |