Главная » Файлы » Консультации для родителей |
12.04.2013, 16:22 | |
Подбор материалов и оборудования для детей 3-4 лет с учетом гендерных особенностей детей Решение задач, связанных с гендерным воспитанием детей 3-4 лет, требует вдумчивого отношения педагогов и родителей к подбору материалов и оборудования. Вместе с тем анализ литературы показывает, что вопросы подбора материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей детей волновали и волнуют в большей степени профессиональных дизайнеров, чем педагогов. Возможно, это связано с тем, что в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется совместное воспитание девочек и мальчиков и в связи с этим не решаются вопросы дифференцированного подхода к выбору игрушек, игр, оборудования. В то же время коммерческие интересы и конкуренция заставляют дизайнеров постоянно находиться в поиске при оформлении помещений. Учет гендерных особенностей детей является одним из требований заказчиков, которые предъявляются к качеству разрабатываемых проектов, связанных с оборудованием комнат для детей. Дизайнеры считают, что помещение, в котором проводят время дети, - это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна, повлияет на формирование их вкусов, взглядов, уверенности в себе и своих возможностях и многого другого, что связано с развитием личности маленького ребенка. Вдумчиво и с большой осторожностью дизайнеры подходят к выбору цвета стен. Общим для девочек и мальчиков является то, что пространство комнаты должно быть светлым и солнечным. Для девочек предпочтительна окраска стен в розовые, палево-золотистые, слегка размытые оттенки цветов, которые создают атмосферу легкости, нежности, изящества. При этом специалисты предупреждают, что крайне опасно перестараться и превратить помещение в пышный кремовый торт. Для мальчиков предлагается более сдержанная гамма: серебристо-сине-голубая в сочетании со слегка размытыми оттенками желтого и оранжевого цветов. В каждом конкретном случае для ребенка цветовая гамма стен подбирается индивидуально. При этом очень часто работа дизайнера строится не только в рамках его собственного творческого поиска, но и предполагает общение с тем конкретным ребенком, для которого проектируется данное пространство. В условиях группового помещения детского сада нет возможности учитывать индивидуальные интересы каждого ребенка. Очевидно, что в групповом помещении стены, вдоль которых размещаются игровые зоны для девочек и мальчиков, должны быть светлыми, но могут быть разными, органично сочетаясь по цвету. Вместе с тем при воспитании детей с учетом их гендерных особенностей решающая роль принадлежит оснащению группы. В настоящее время даны рекомендации по подбору материала по развивающим дошкольников видам деятельности (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской - детское экспериментирование) и для их двигательной активности. Поэтому первоочередной задачей, стоящей перед педаогами, работающими с детьми 3-4 лет, является создание оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды. Для этого необходимо проанализировать состояние предметно-развивающей среды в групповом помещении и привести ее в соответствие с примерными перечнями материалов и оборудования. Второй, не менее важной задачей, которую надо решать при воспитании детей 3-4 лет, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков. Рассмотрим решение этих задач более подробно. Маркеры с акцентом на гендерную идентичность Основной задачей, которую надо решать при оформлении помещений детского сада с учетом гендерных особенностей детей, является оказание помощи маленькому ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она - это девочка, а он - мальчик. Поэтому надо по мере возможности использовать простейшие маркеры гендерных различии, но с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка. В результате опытно-экспериментальной работы было установлено, что при общении с детьми 3-4 лет целесообразно использовать следующие маркеры гендерных различий: - дифференцировать на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; - подбирать полотенца для вытирания рук двух разных цветов, стаканчики для полоскания рта, покрывала на кровати, мешочки для хранения обуви; - дифференцировать на спортивной форме метки для девочек и мальчиков и т. п. В изготовлении маркеров гендерных различий должны принимать участие как сотрудники дошкольного образовательного учреждения, так и родители. Но при этом основным требованием к деятельности как педагогов, так и родителей является индивидуальный подход к детям, учет их вкусов и привязанностей к изображению на метке и ее цветовому решению. Так, например, было установлено, что многие мальчики страдают от темных оттенков в своей одежде, завидуя яркой цветовой гамме в одежде девочек. При этом не стоит в подборе цвета ориентироваться на традиционную, но не оправдавшую себя дифференциацию: для девочек используются оттенки только розового цвета, а для мальчиков - голубого. Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качества ребенка, ставит перед педагогами и родителями задачу эмоционального развития детей, поэтому необходимо учитывать вкусы и интересы детей. Рассмотрим это на конкретных примерах. Делаем метки для «домиков» для одежды Воспитатель говорит родителям о том, что в процессе общения с детьми постоянно обращает их внимание на то, что в группе есть девочки и мальчики. Для того, чтобы дети почувствовали, что взрослые с вниманием и уважением относятся к этим отличиям детей, она предлагает по-разному оформить метки на шкафчиках для одежды, которые дети называют «домиками» для одежды. Для девочек может быть предложено изображение цветов, кукол, а для мальчиков - машин, самолетов и т. п. В качестве меток на шкафы могут использоваться и фотографии детей. При изготовлении меток важно помнить, что в значительной степени усилить их выразительность может цвет фона (для девочек один, а для мальчиков - другой). После того, как метки будут изготовлены, родители вместе с детьми прикрепляют их к шкафам. Подбираем мешки для сменной обуви девочек и мальчиков Музыкальный руководитель объясняет родителям необходимость хранения сменной обуви (чешек) в специальном мешке и просит их договориться о том, чтобы проявить внимание к гендерным особенностям детей и подобрать мешки одного цвета для всех девочек группы, а другого - для мальчиков. Подбираем для девочек и мальчиков форму для физкультурных занятий. Воспитатель объясняет родителям, что воспитание детей с учетом их гендерных особенностей целесообразно начать с того, чтобы в спортивной одежде выделить девочек и мальчиков группы, и просит родителей договориться между собой об этом. После того, как спортивная форма будет приобретена родителями, воспитатель вместе с детьми рассматривает ее, называет отличительные особенности (по цвету, эмблемам и т. п.). Украшаем кровати девочек и мальчиков. Воспитатель предлагает родителям проявить инициативу и продумать, как можно в спальне при оформлении кроватей детей подчеркнуть индивидуальность каждого ребенка с учетом его гендерных особенностей. Родители могут изготовить разные мешки для хранения пижам, сделать красочные маркеры для кроватей, разместить на них любимые игрушки своих детей. Полотенца для девочек и мальчиков Кастелянша дошкольного образовательного учреждения приходит к детям в гости и говорит, что она узнала, что в этой группе есть замечательные девочки и мальчики, с которыми она хотела бы познакомиться. Воспитатель знакомит кастеляншу вначале с каждой девочкой, затем с каждым мальчиком. Кастелянша говорит, что девочки и мальчики ей очень понравились, и она решила подобрать для всех девочек полотенца одного цвета, а для мальчиков - другого. Обращает внимание детей на цвет полотенец, помогает детям назвать его, а затем вручает каждой девочке и каждому мальчику по полотенцу. Дети развешивают полотенца в умывальной комнате. Стаканчики для полоскания рта для девочек и мальчиков Медицинская сестра дошкольного образовательного учреждения приходит к детям в гости, знакомится с девочками и мальчиками. Обращает внимание на то, что в умывальной комнате полотенца двух цветов, и спрашивает у детей, почему это. Воспитатель помогает детям объяснить, что кастелянша (называет имя и отчество) для девочек подобрала полотенца одного цвета, а для мальчиков - другого, и теперь дети пользуются полотенцами разных цветов. Медицинская сестра говорит детям о том, что и она хотела бы предложить девочкам стаканчики для полоскания рта после еды одного цвета, а мальчикам - другого. Она просит детей назвать цвет стаканчиков для девочек и цвет стаканчиков для мальчиков и вручает их детям. Воспитатель напоминает детям о том, что надо поблагодарить медицинскую сестру (называет имя и отчество) за подарок и просит, чтобы она научила девочек и мальчиков правильно полоскать рот. Медицинская сестра рассказывает детям о том, зачем им каждый раз после еды надо полоскать рот, и учит их правильно выполнять эту процедуру. Дети упражняются в полоскании рта. | |
Просмотров: 1820 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |