Размер шрифта: A AA ИзображенияВыключитьВключить Цвет сайтаЦ Ц Ц Х

Муниципальное бюджетное дошкольное  
образовательное учреждение детский сад № 21 г. Амурска 
Амурского муниципального района Хабаровского края 

Понедельник, 29.04.2024, 22:45 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Главная » 2022 » Май » 23 » Консультация для родителей «Рука развивает мозг», педагог-психолог В.Ю.Буркова
05:39
Консультация для родителей «Рука развивает мозг», педагог-психолог В.Ю.Буркова

Консультация педагога-психолога В.Ю.Бурковой для родителей «Рука развивает мозг»,

           Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга.

Исследователи в области психологии в XX веке доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития.

 

Психологи утверждают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

         В процессе деятельности мышцы рук выполняют 3 основные функции:

  • органов движения
  • органов познания
  • аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов), если ребенок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

         Руки изучают, обследуют предметы. Принято выделять 5 основных движений:

  1. легкое прикосновение (когда хотят убедиться в наличии предмета, его температуре…)
  2. постукивание (дает возможность получить информацию о свойствах материала)
  3. взятие в руки (начинает формироваться с хватания. Когда научиться брать в руки, обнаружит информацию о весе, форме, размере предмета).
  4. надавливание (дает возможность определить мягкий или твердый предмет, из какого материала сделан).
  5. ощупывание (обхватом, потиранием, поглаживанием, круговыми и мнущими движениями).                

         Можно сделать вывод о том, что руки познают, а мозг фиксирует ощущения, восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.

          На основе «обследовательских» движений рук создано много известных игр: «Угадай на ощупь», «Из чего предмет?», «Что звучало?», «Найди такой же», «Чудесный мешочек», «Что в черном ящике?».

           Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение ЦНС и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук, пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущение тепла с помощью массажа.

         Современные педагоги, опираясь на данные физиологии и нейропсихологии, пытаются определить по ручной умелости особенности развития мозга, ЦНС, также степень соответствия возрастным нормам, степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению. Чаще всего анализируются графические умения детей.

         Нормой считается, если в 2 года ребенку доступно копирование вертикальной линии определенной длины; в 2,5 года – горизонтальной линии; в 3 года – копирование круга; в 4 года – пересекающихся линий, с соблюдением размеров и соотношения штрихов; в 5 лет – копирование квадрата, в 5,5 лет – треугольника, в 6 лет – простейших геометрических фигур с соблюдением размеров и пропорций.

           Ученые Н.О.Озерецкий и Н.И.Гуревич предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и достоверны.

Задания для детей 4 лет

  1. «Пальчик с носиком здороваются»

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется и другой рукой.

Оценка – вывод: правильно выполненное задание – норма. Если ребенок допускает неточности, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

  1. «Нарисуй пальцами кружочки».

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

 Оценка – вывод: задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

  1. «Давай поздороваемся» (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки), взрослый предлагает ребенку протянуть:

           а) левую руку для приветствия – «поздороваться»;

           б) сначала правую руку, потом левую;

           в) обе руки.

   Оценка – вывод: если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки, приподнимает плечи, открывает рот.

 

                                  Задание для детей 5 лет

  1. «Скатай шарики» (оценивается развитие мелкой моторики рук).

             Ребенку дают лист папиросной бумаги (кальки) размером 5х5 см и предлагают скатать из нее шарик, но предупреждают – действовать надо одной рукой, вытянув ее вперед, а вторую опустить вниз и не помогать ей, затем задание выполняется другой рукой.

            Оценка – вывод: нормой для ведущей руки считается 15 секунд, для второй 20 секунд.

  1.     «Смотай клубок» (оценивается развитие мелкой моторики рук)

Ребенку дают нитку длиной 2м и катушку (можно заменить любым маленьким цилиндром) на которую надо быстро намотать нитку.

Оценка – вывод: Нормой для ведущей руки – 15 секунд, для второй 20 секунд.

  1. «Собери спички в 2 коробка» на столе выкладывают 2 спичечных коробка и по 10 спичек около каждого. Ребенок должен уложить спички 2 руками одновременно в 2 коробка.

                       Оценка – вывод: нормой считается, если задание выполнено за 20 секунд.

                                               Задание для детей 6 лет

  1. «Порази цель» (оценивается точность и координация движений)

       На расстоянии 1,5 м от ребенка вешают цель размером 25х25 см, в которую надо попасть мячом 9 диаметр 8 см)

       Оценка – вывод: нормой считается, попадание в цель.

  1. «Разложи на 4 кучки»

         Ребенку дают 36 твердых игральных карт (или лото такого же размера) и просят одной рукой разложить их приблизительно на 4 одинаковых кучки. Затем тоже задание выполняют другой рукой.

         Оценка – вывод: нормой считается, если ребенок справился с заданием за 35 секунд, ведущей рукой и за 45 секунд – второй.

          Так давайте же их целенаправленно развивать каждый день, проводя пальчиковую гимнастику, развивая графические навыки и делая самомассаж пальцев.

Категория: Коррекционное направление | Просмотров: 109 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]